Ну не люблю я ходить стандартными маршрутами! В набитой до предела лоховозке много часов трястись, как на яхте в шторм, радуясь, что идёшь не ногами по тайге, а на арендованной вахтовке едешь. К примеру, на Народную обычный способ заброски — машина до базы Желанная. Само слово «заброска» вызывает неприятие. Будто вся дорога, по которой тебя провезут — мусорный полигон, который желательно проскочить побыстрее.
1994 год. Сагитировал друга, с которым совершил несколько сплавов, сходить на реку Кожим, да ещё сделать радиалку на Народную. Друг не особо турист, ходил только со мной и потому мне доверяет: если говорю, что нам по силам, то так и есть. А идея была такова: добраться общественным транспортом (поезда, теплоходы) до Саранпауля, собрать катамаран и на нём, с помощью лодочного мотора Салют-2, подняться вверх по рекам до гор. Совершить волок, сделать пешую радиалку на высшую вершину Урала, сплавиться до железной дороги. Почти 400 км, почти месяц. Романтика!
Опыт подобных походов был: в 1997 году с братом на этом же катамаране с мотором поднялись по Подчерему в верховья, сделали волок на ручей Пеленье, по Понью и Щугору дошли до р. Печора.
Так что в путь! 6 дней мы с Екатеринбурга добирались до Саранпауля! Там удачно поменяли спирт на бензин и — вперёд! Ляпин-Хулга-Хальмеръю, до посёлка геологов. В день проходили по 30-40 км, только в верховьях Хальмеръю пришлось проводить катамаран вручную или в одного на моторе, второй шёл по берегу. У геологов расспросили дорогу через хребет Тэлаиз. Дорога оказалась прекрасной! Тракторная, для пешей ходьбы вполне подходящая. Два дня у нас занял волок на Кожим. Устали, конечно. Два рюкзака, дюралевый каркас катамарана, сам катамаран, лодочный мотор (9 кг). Бензин оставили геологам. Дойдя, сделали днёвку. Продуктов было маловато, я ловил хариуса, но тоже не богато. Потом 5 дней радиалки на Народную. Выяснилось, что километрах в 7 от нас, выше по течению Кожима, стоят золотари, гидропушками разрабатывают берега ручья, промывают золото. На обратном пути мы к ним зашли, разговорились с поваром, он сказал, что через несколько дней они сворачиваются: место не перспективное, с оценкой запасов золота ошиблись. Мы без стеснения попросили продуктов, а повар даже обрадовался: меньше упаковывать. Отвалил нам и лапши и сухарей и супов в пакетах и ещё чего-то. Без деликатесов, но как мы обрадовались!
Восхождение на Народную начали с Голубого озера, где поставили лагерь. Погода — идеальная. Видимость 100 на 100 км! Только ветер на вершине. Я снимал на цветное фото, Алексей — на слайды. Правда, они пропали, но об этом позже.
Обратно спускались несколько иной дорогой, практически напрямик. Подходя к Голубому озеру, встретили туристов, они только собрались восходить, такая идеальная погода в горах долго не продержится.
А потом был сплав по Кожиму. Я знал, что где-то за устьем Балбанью есть порог, очень серьёзный, но когда он открылся за поворотом, мы оказались не готовы. Что есть сил отгребали к берегу, но таки зацепили скалу. Переворот! Я оказался под катамараном и удачно зацепился за баллон. Алексея отбросило метра на 3, он долго выплывал к перевёрнутому кату, но тоже зацепился. Беспомощные, мы просто держались за баллоны и протаскивались через камни. Еле отгребли к берегу, вытащили перевёрнутый катамаран. Тут я обнаружил, что лодочный мотор сорвало, он утонул. Два рюкзака с вещами на месте, а третьего, с продуктами (у нас благодаря щедрому повару был целый рюкзак продуктов!) нет. Вон он плывёт впереди! Я бросился по берегу, бежал наверно, с километр, даже палку по дороге прихватил, чтобы его зацепить, но не догнал. Обессиленный, сел на берегу. Усталость и запоздалый страх, что мы чуть не погибли. Подбежал Лёха. Не будем догонять, говорю ему. Всё равно у него положительная плавучесть, где-нибудь застрянет. Так и случилось. Он сел на отмель километрах в трёх. Вернулись. Одно весло по дороге нашли. Второе сделал из ветки, надев не неё рубашку и обмотав киперной лентой. Просушились, провели инвентаризацию. Фотоаппараты промокли, но фотоплёнка была в герметичных кассетах. Вот только я свою после восхождения уже сменил, а Лёшина осталась в фотоаппарате. Значит, промокла и слиплась. Жаль. Кое-что уплыло по мелочи. Когда пошли вниз, то просматривали все камни, отстои, деревья в воде. Нашли весло! Вскоре и рюкзак с продуктами! Многое промокло, но оставшегося вполне хватало на обратную дорогу. И всё равно гнетущее чувство неудачи как-то висело в воздухе. Решили, что будем ежегодно 11 августа отмечать второй день рождения.
С тех пор много лет прошло, но тот поход я считаю самым грандиозным среди всех своих. Алексей больше не ходил в походы. Посчитал, что это не его, он свой максимум уже выдал.
А я ещё много раз был на Приполярном, в том числе с новым мотором. Саранпауль-Манья-Хобею-волок Манарага-Косью. Но это были другие годы, другой опыт.
Дата восхождения:
Добавить комментарий