Регион восхождения: г. Народная - 2024/08/07

размещено в: Народная | 0

Описание восхождения:
6 августа (день 19) день 1 «Пиздаж»
Ночь на вокзале это что-то. Это не Екатеринбург: тут нет бомжей или попрошаек: только туристы или те, кто ждут поезда. Скамейки неудобные, но при определенной сноровке, можно даже ненадолго удобно уютиться. Пока всё не затечёт. Мне ещё было холодно: то ли морозило от перегрева на Елецком, толи от перегрузки, то ли от того, что было просто прохладно. Пару раз вставала: сначала достала флиску, надела под пуховку и куртку, где-то через час достала штаны для сна – замёрзли ноги. Потом переложила рюкзак с левого сиденья на правое, чтобы поспать на другом боку.
В четыре зашевелились наши соседи: начали готовить завтрак. Мы планировали встать в пять, но под звуки готовки и ароматы еды, проснулись и мы. Приготовили кипяток, заварили кус-кус с колбасками, заправили кетчупом, Мишаня купил кофе в автомате. Традиционный завтрак. Починка моих ботинок: заливаем дыры из стержня для клеевого пистолета. Вроде держит. Проверим. Помаялись в ожидании машины. Сам вокзал огромный по меркам севера: здесь раньше были шахты, добыча полезных ископаемых, поэтому старались сделать добротный вокзал. Сейчас город вымирает. В посёлке Инта-1 остался один многоквартирный дом, в котором ещё живут люди, а второй полностью заброшен, как и многие частные дома. Тем не менее, вокзал в хорошем состоянии. На стенах развешены картины, есть полка с книгами, стенка горшечных цветов, кофейный автомат, чистый туалет. В общем, для туристической инфраструктуры прекрасно подходит. Отсюда проходит заброска в горы Приполярного Урала, одна из которых самая высшая точка всего уральского хребта – гора На́родная – следующая цель нашего путешествия.
Около шести из окна увидели вахтовку синего цвета с зелёной кабиной. Я решила, что это наша, и мы подались на парковку. Оказалось, что я ошиблась, а наша машина будет полностью синей. Вскоре приехала и она. Так что ехали в две машины, пассажирами и там и там были заняты не все места, например, в нашей из 21 было занято 9, плюс рюкзаки, на последних двух рядах сидений.
Сверились, дождались пассажиров с утреннего поезда, загрузили рюкзаки в кабину, сели сами и в половину седьмого тронулись в путь. Покружили по посёлку, проехали вдоль ЖД путей и свернули в лес. Машина с честью преодолевала капризную лесную дорогу. Трясло достаточно сильно, но не так, как пазик с Вуктыла. Даже удалось немного поспать. Одну остановку сделали в лесу, следующая была на половине пути уже в тундре. Переход от леса к холмистой тундре я проспала: после леса дорога стала ровнее и уже так сильно не трясло. Невдалеке стояла брошенная оранжевая «Тайга», такая же, как мы видели на полярном Урале. Простояли, размялись. Выяснили, что здесь ещё ловит наш оператор. Проверили, действительно, ловит. Поехали дальше.
Здесь весь путь помечен вешками. Дорога пошла вниз, я снова уснула: нашла положение, да и от яркого солнца кабина прогрелась, и я уютилась. Проснулась на остановке после пересечения реки Кожим. Все пугали, что нынче вода большая и перебраться бывает трудно. Но тут всё прошло гладко, так что я и не заметила.
Следующая остановка была внеплановой: вышли, чтобы закидать камнями большую яму на дороге. Усилиями пассажиров двух машин справились быстро. До базы оставалось совсем немного, я, вроде, выспалась и уже с интересом смотрела по сторонам. Дорогу с двух сторон обнимают горы, а внизу течёт река Балбанью.
Ещё немного, и мы переехали эту реку и припарковались у базы «Желанная». Вышли, выгрузили рюкзаки.
Мы с Мишей скидали свою закладку в большую герму, отдали на хранение на базу. Мишаня сходил за водой, и в беседке мы приготовили пюре. Пока готовили, Миша встретил знакомого – Александра – они два года назад познакомились на этом маршруте. Сейчас он тут с Ириной, отдыхает от города и людей. Уже вышли с маршрута, ждут, когда и с кем можно будет выброситься. Пока мы ели, они общались. Но обед закончен, пора в путь.
Все наши попутчики отправились по правому берегу реки, а мы решили сократить путь по дороге: для начала нужно было обратно перебродить Балбанью, по которой нас перевёз Урал.
Подошли уже в тапках, я закатала штанины, через любимый с полярного Урала ивняк пролезли к шивере. Пошли. Вода холодная, течение сильное, но мы справились. Если бы я ещё в конце не подскользнулась, было бы замечательно. Но нет. Первый день полярного Урала я шла в брюках без трусов, а первый день Приполярного Урала я шла в трусах без брюк.
Выбрались на дорогу, надели ботинки и пошли по дороге. До первого привала мои брюки пообветрились, и я их надела, на мне они высохли окончательно.
Вскоре показалась стоянка и спуск к воде, в который упиралась наша дорога. На табличке рядом было услужливо написано: «Брод через Балбанью». Зашибись! Сняли ботинки, надели тапки, пошли бродить. Вода не высокая, но холодная, особенно у правого берега. Прям ледяная.
Вышли на дорогу. Там вперемешку дороги и болота. Шли так же в тапках. Встретили коммерческую группу, спросили про дорогу: как лучше пройти. Нам посоветовали после ручья держаться левее, а у болот держаться ближе к камням. Мы поблагодарили гида, и пошли дальше.
Дошли до ручья, ну как ручья, это мы решили, что это ручей. Ну и перешли. Правда, не налево, как нам советовали, а направо. Видимо, сказывается изматывающее путешествие на полярный Урал. В том, что это не ручей, а река, мы убедились когда тпропа снова упёрлась в ещё более широкую часть реки, разделённую на рукава. Посмотрели в навигатор. Действительно, вместо ручья мы в третий раз перешли Балбанью. Зашибись. Хорошо хоть какая-то тропа там есть. Но она снова уткнулась в реку. В поисках счастья, решили лезть через ивняк напрямик. На третьей неделе путешествия в нас явно открылась любовь к мазохизму. В общем, ещё раз полазили по ивняку, нашли очередной брод и снова выбрались на дорогу по правому берегу. Впереди ждали болота, так что ботинки так и лежали в рюкзаках.
После четвёртого брода реки меня накрыло эмоциями: да как так-то! Ты же здесь был, почему мы тут ходим кругами. Да и ледяная вода не способствовала оптимизму. В общем, мне резко не понравилось, я злилась. Даже виды гор меня не радовали. Вспомнился ролик, где девчушка говорит «Пиздаж осени». Сейчас не осень, но вот «пиздаж» это точно. Но делать нечего: нужно идти дальше и моя истерика явно делу не поможет.
Впереди ждали болота. Они начинаются внезапно, что-то можно обойти, что-то с трудом. Опробовали целебные грязи Приполярного Урала. Ничего необычного, просто вторник.
Добрались до стоянки оленеводов. Оленей не было, была пара женщин и дети. Видимо, мужчины увели стадо на пастбища в тундру.
Дальше виднелся пригорок с камнями. Тут нужно держаться ближе к камням. Мы старались. Но всё равно болото вокруг напитались водой: пока мы ходили на Пай-ёр здесь были сильные дожди. В общем, сухие ноги нам только снятся.
Прошли мимо Дениса и Александра. Они решили вставать выше стоянки оленеводов. Попрощались, пожелали хорошего отдыха, и пошли дальше.
Пока выбрались на возвышенность, переобулись в ботинки, но ненадолго: вскоре снова началось болота и мы вновь переобулись в тапочки. Так и шли. То болото, то сухо, снова ручей по дороге и снова болото. Кайф же.
Дорога немного попетляла и забралась на перевальчик. Оттуда нам стало видно группу, которая переправлялась на левый берег реки. Опять брод Балбанью. Пятый за сегодня. Сил уже маловато. Но мы идём, нужно дойти до озера Тейс.
Переходим реку по камням. Проходим мимо группы с детьми и самоедом. Они нам сочувствуют. Впереди нас ждёт ещё несколько отрезков с болотами, и ручьями, бегущими по дороге. Делаем очередной привал. Мишаня садится на рюкзак под странный металлический звук «чпок». Интересно, что это было. Но проверять ничего не стали. Дойти бы уже сегодня.
Выбираемся на перевал Валдик, вскоре видим палатки на левом берегу. Ещё один брод. Шестой. Переходим по камням, заодно отмываем тапки и ноги. Идём к дальнему лагерю, ставить палатку. Время начало девятого. Где-то 5,5 часов ушло на заход. Мне кажется, болота у Пай-ёра меня так не вымотали, как сегодняшние броды.
На месте стоянки гуляет ветер. Ставим палатку, ребята, стоящие тут, освободили беседку, чтобы мы могли приготовить ужин. Я пошла одеваться: слишком холодно в одних брюках, да и куртка с пуховкой уже не так хорошо греют, добавляю флиску и штаны для сна.
На ужин у нас готовая еда: пакет «курицы с грибами и сыром». Каждому! Греем в котелке, открываем – аромат, аж слюнки потекли. Смотрим на озеро под перевалом Зигзаг, кушаем пищу богов, запиваем чаем. Ну, ура, что ли. Мы дошли туда, куда планировали. Жертв нет.
Идём в палатку, ложимся. Надеваю всё тёплое на себя: видимо, это будет самая холодная ночёвка за всё время.
Будильник на пять, цель вершина, но это будет завтра. В десять отбой, ибо сил на отчёт нет.
7 августа (день 20) день 2 На́родная. Наконец-то нормальная тропа.
Встали позже будильника, даёт о себе знать накопленная усталость. Приготовили овсянку с курагой, залили мягкой карамелью. Получилось вкусно. Заодно выяснили, что был вчера за металлический звук: это промялась моя термо тарелка. Ну, промялась, зато не лопнула, а значит своих свойств не потеряла. Это же хорошо.
Залили термос, сделали бутылку с тройной порцией Цэ-шки. Солнце высоко, греет хорошо, но пуховик на всякий случай я взяла.
В 6:30 выдвинулись. Прошли мимо карового ледника Балбан в сторону озера Бублик. Там увидели палатку, подошли поздороваться, заодно устроили привал. Мужчина с дочкой вчера поднимались на гору, сказали, что всё идётся хорошо. Попрощались, пошли дальше. Зашли в тень, там холоднее, а ещё подмёрзший за ночь снежник. Попробовали идти по нему. У Мишани получилось, а мои ботинки сильно скользят. Пришлось выйти на камни и лезть по ним. Пролезла до середины, туда где уже было солнечно. Перебралась на снег, а он уже подтаял: идти можно. Дальше вышли на курумник, и ещё раз на снег. Идти в целом неплохо. Тем более, снега значительно меньше, чем было два года назад.
Подошли под склон с ещё одним снежником, но наша тропа ведёт левее. В обход этого сброса. Набираем высоту и ещё небольшой участок снега перед выходом на полку. В его конце делаем привал. Хорошо идёт и чай и Цэ-шка. Видимо, вчера тоже не хватило воды.
Ковыряю склон в поисках красивых камешков. С Тельпо́с-иза есть мешочек, со Щу́гора есть, с Пай-ёра есть, пусть и с На́родной будет.
Вышли на полку, а там знак «Азия-Европа», сфотографировались на его фоне. Пошли дальше. Тут тропа нахожена, отмечена турами с красной краской. Заблудиться невозможно. Да и с погодой повезло: ясный день, на небе ни облачка. Красота. Идём, не торопимся, фотографируемся. И погода и время позволяют.
Здесь комбинация из мелкой и крупной осыпи. Шутим, что опять кто-то рассыпал камни. Мишаня вспоминает легенду о том, что жил на свете великан, который собирал драгоценные камни и вставлял их в свой пояс. Однажды великан уснул, а перед сном снял свой пояс и положил рядом. Утром он сильно торопился, поэтому забыл надеть пояс и ушёл. Так образовались уральские горы, полные драгоценных камней. Что-то в этом есть.
Тем временем добрались до следующей полки, а потом и до предвершинной. Там отдохнули, попили и отправились выше. К половине десятого были на вершине. Сделали фото, почитали записи. Поели, отдохнули, сделали видео, фото трека. И неспешно пошли назад. Вновь спускались по курумнику, на первой полке встретили группу соседей по стоянке: они идут ровно, всей группой. Погода хорошая, так что действительно некуда торопиться.
Мы же спустились ниже, к снежнику, где делали привал. Там снова дали отдых ногам. Тем более, что у Мишани с прошлого дня болит пятка, причём боль переходит на тыльную часть стопы. Ещё и поэтому не торопимся.
По снежнику спускались осторожно: снег подтаял и мог провалиться у камней. Но всё обошлось. Даже не заметила, как всё кончилось. Спустились ниже. У Бублика ставила палатки группа, которую мы видели вчера перед перевалом Валдик. Поздоровались, пошли дальше. Чуть ниже поднимались вчерашние напарники по заброске из второй машины. Идут туда же, к Бублику.
Мы спустились ниже и устроили привал. Допили чай и Цэ-шку. В этот раз нам всего хватило впритык.
Дошли до стоянки к началу второго. Итого 6 часов. Неплохо, учитывая, что мы долго отдыхали и общались по пути.
Сходили за водой. Мишаня следил за горелкой, а я ходила помыться и прополоскать вещи. Хоть какая-то радость: чистая футболка и носки. Тем временем, кипяток готов, залили термос, сделали пюре и праздничный кофе. Поели. Классно же! Сейчас можно отдыхать: выход к «Желанной» завтра, выброска после завтра. Спешить некуда.
Я села писать отчёт о двух днях на Пай-ёре. Там времени катастрофически не хватало.
Написала про Пай-ёр. Сделали чай, пошли читать. Внесли исправления, расставили ударения.
В перерыве сварили суп с колбасками, поужинали. Божественно!
Настала очередь описывать поход на четвёртую гору. Писали и смеялись: вчера было очень тяжело, но при пересказе вспоминалось со смехом в полный голос, почти до истерики. Вот это мы вчера пёрли на автомате. Дописали, решили сделать перерыв на чай, а в этот момент мимо нашей стоянки пошли оленеводы: три упряжки по четыре оленя. Шли в сторону перевала Зигзаг. Вылезли, сфотали. И обратно в палатку. Мишаня спать, а я писать про сегодняшний день.
Время 22:00. Отбой.
Завтра подъём в 6. Выход к «Желанной», нужно сходить узнать про выброску (скорее всего 9, с нашими соседями по лагерю). Прогулка до штолен. Ну, это как пойдёт. Сначала выбрался из этих болот.
8 августа (день 21) день 3. Окрестности «Желанной».
Ночь прошла спокойно, в спальнике было тепло. Зато сразу почувствовалось, что из-за гор появилось солнце: резко стало жарко и пришлось расстегнуть спальник и досыпать уже так.
Подъём дался мне с трудом. Очень не хотелось вставать. Но куда деваться. Оказалось, что неспроста я последние два дня нервничала и быстрее уставала. Организм вспомнил, что я женщина, и решил, что вчерашняя размеренная полуднёвка, это повод сделать мне сюрприз. В целом, ничего не обычного, но неудобно.
Позавтракали овсянкой с мягкой карамелью. Нам очень это понравилось. Запили кофе. Собрали вещи и в 7:30 в обратный путь.
Шли не торопясь, часто отдыхали. Можем себе позволить.
На одной из стоянок встретили группу из Челябинска. Они угостили горячим ароматным чаем из чайника и поделились контактом базы в Тюлюке, который рядом с Иремелем, нашей следующей целью. Подтвердили, что Таганай заливает, и прогноз на эти выходные в районе Иремеля дождливый. Ну, будем смотреть. Всё равно нам туда. Поблагодарили, попрощались.
Всю дорогу шли в тапках: ботинки решили не марать. Часть болот обошли, ну кроме тех, без которых не обойтись. Перешли ручей, который впадает в Балбанью. Прошли то место, которое два дня назад доблестно перебродили (третий брод). Дальше была дорога.
Прошли мимо места, где бродили во второй раз. Беседка на левом берегу так и приковывала внимание. Но нам сегодня по правому берегу реки. Немного болот, немного ерника, немного дороги. В одном из обходов дороги по кустам, нашли два батончика. Приполярный подарок. Забираем себе. Так, чередуя эти отрезки, дошли до стоянки неподалеку от базы.
На «столах» была свежая коммерческая группа туристов из Перми «Горы». Их забросили сегодня и это их первый день. Пожелали удачи, и пошли на стоянку ниже обустраивать свой лагерь. Время 12:30. Те же пять часов, но с бо́льшим удовольствием, чем в первый день. Можно было сразу так, а?
Приготовили обед. Поели пюре. Взбодрились. Решили сходить к шахтам, расположенным на склоне за базой.
Поднимались по дороге, отсыпанной белой мраморной крошкой. По пути рассматривали остатки ЛЭП, брошенную технику, домики, сами шахты. Размах, конечно, впечатляет.
Встретили вчерашних туристов с Бублика. Они тоже там гуляли.
Поднялись выше. Мишаня пошёл смотреть шахты, а я осталась ковырять склон: слишком много там красивых камешков. Дождалась его возвращения, попили чай с видом на озеро Большое Балбанты и долину реки. Решили ещё поковырять склон. Мишаня нашёл красивый крупный кристалл. Мне тоже повезло. В общем, где-то полчаса там пролазали. Встретили туристку из Донецка. Она сильно удивилась нашему занятию, потому что по её мнению камни здесь «пятый» сорт и в её коллекции есть гораздо более интересные экземпляры, чем та крошка, в которой мы копаемся. Ну, каждому своё. Утолив свою геологическую жажду, решили спускаться.
По дороге рассуждали, что благодаря этой выработке и добыче ископаемых, теперь есть возможность здесь путешествовать: дорога сквозь лесотундру появилась для промышленных целей, а теперь имеет только туристическое назначение. На Пай-ёре та же тема: безымянная тракторная дорога в тундре позволяет сходить на красивейшие горы. А так оставался бы маршрут с севера (со станции «Полярный») со скитаниями по бескрайней тундре. Благодаря газовикам есть заброска на перевал Пеленер и реку Щу́гор. Это, конечно, не как на На́родной, но хоть что-то. На Ослянку ведёт дорога из бетонных плит. Тоже, наверное, неспроста там уложена, а делает вершину доступной. В общем, развитие промышленности, позволяет развиваться туризму.
За такими разговорами, спустились на базу, забрали вещи: лишние баллоны с газом, мою одежду, комплект банных принадлежностей, ну и сувениры с других гор.
Вернулись на стоянку, а там уже подошли наши соседи: кушают. Пока солнце не скрылось за горой, успели выпить чаю с видом на заходящее светило. Как оно скрылось, пошли готовить ужин: сегодня макароны с колбасками и сушёным куриным фаршем. В целом вкусно (но фарш всё-таки не вкусный).
Зачитала рассказ про день восхождения. Всё в порядке. Допили чай с вафлями (очень вкусные, из Казахстана).
Ребята-соседи ушли в баню, а мы в палатку. Я писать отчёт, а Мишаня проверять за мной.
Время 20:00, отбой.
Завтра подъём в 7, или как встанем. Машину обещают в 15, так что у нас третья полуднёвка подряд. Прям не поход, а мечта!
9 августа (день 22) день 4 «Выбраться в цивилизацию»
Встали в 7, раскидали вещи по поляне сушиться. Неспешно сварили воду на кофе. Завтрак: бутерброды с сыром, с арахисовой пастой, конфетка. Прекрасно!
Пошла прополоскать брюки, а то что это они сухие второй день?!
Потом позавтракали пюре. Ребята отправились к штольням, а мы остались отдыхать. Поиграли в карты, доели макароны, которые нам предложили. Собрали рюкзаки. По небу поползли огромные облака. Когда они закрывали солнце, становилось прохладно, но только одно из них сдувало дальше, снова становилось невыносимо жарко.
К часу пришла машина. Загрузились, в 13:30 отбыли. Поползли километры лесотундры.
Было немного грустно уезжать отсюда: живописные места, да и гор, на которые можно сходить в достатке. Ну, может быть в следующий раз, если пойдём за «Семью вершинами».
Ребята включили музыку: под русский рок ехалось веселее.
Легко переправились через Кожим, вода действительно спала. После подъёма подобрали ещё одного туриста: мужчина в возрасте с байдаркой (разобранной, конечно) и станковым рюкзаком «Ермак». Он спавлялся 15 дней, говорит, что там, где он был, вообще никого не видел. Только уже тут, ближе к цивилизации.
На остановке водитель дал нам флешку с Высоцким. Два раза прослушали песни замечательного автора, но потом всё-таки решили выключить: разучивать песни в наши планы не входило. Зато удивил взятый на борт мужчина: он порылся в маленькой герме и выудил оттуда флешку с приятной подборкой песен. Под них мы и преодолели последние 60 км дороги.
На перевале, где стоит заброшенная «Тайга» ловил наш оператор, быстро залезли в интернет посмотреть билеты на поезд. Билеты есть! Видимо, добавили ещё два вагона: плацкарт и купе. Нам невероятно везёт! И к тому же на 10 число в нужном направлении два поезда в 1:30 и 18:00. Если на день раньше или позже, то был бы только на шесть. Обнадёженные, спокойно поехали дальше.
У вокзала закупились едой в поезд, пошли ждать. Проводили всех ребят-соседей по На́родной. А потом и сами сели в поезд. Закинули рюкзаки, умылись на ночь и спать: долгий сегодня выдался день. Но всё равно, это ещё не конец. Едем дальше.
Благдарности:
Чегодаеву Олегу за идею.
Булдакову Мишане за мечту.
Денису и Александру за компанию и капли для глаз. Очень выручили!
Всем группам на маршруте за встречу.
Водителям Уралов: Дмитрию и Александру за бережную доставку.