Гора Пайер в сентябре - 2020/09/21

размещено в: Пайер | 0

Описание восхождения:
Привет всем. К Пайеру как к снаряду, подходил во второй раз. Первая попытка была весной 2020 в составе группы из 5 человек, на лыжах, но даже начать восхождение не позволяла погода. Вернулись на Елецкую так и не достигнув цели. Вторая попытка должна была состояться в августе (без сомнений это оптимальное время для взятия Пайера) или начале сентября, но из-за работы не получалось пойти раньше.
День 0. Выехали в 22:00 из Перми, ехать 1200 км, путь держим на Ухту, дальше поездом. Добрались за 14 часов, поставили машину на платной стоянке в центре города (проспект Космонавтов 15а — спасибо Дмитрию Конину за наводку). Поели, взяли еды в поезд, доехали на такси до вокзала, поехали на станцию Сейда.
День 1. Вывалились на Сейде, пересадка 4 часа, дальше поехали до Елецкой. С поезда в Елецкой вышли в 14-22, дошли до Ельца, воды немного, переоделись, прошли по схеме (можно найти в интернете) по островам. Посмотрели на горы, увидели чистые вершины (погода и видимость была норм), заложили у Ельца кошки и ледоруб, выдвинулись в путь. Прошли около 2 километров, как сзади послышался до боли знакомый туристу надрывистый звук двигателя. Оборачиваюсь — с Елецкой едет буханка, на больших колесах от Трекола и мостах Шишиги (Газ-66). Тормозят, оказывается оленеводы. На вопрос: «возьмете до Правого Кечпеля?» говорят «груженые, боюсь взять не сможем». Желаем друг другу хорошей дороги, прощаемся. Уазик проезжает метров триста и останавливается. Видим как водитель (позже познакомимся — Алексей), перекидывает вещи из салона на экспедиционный багажник. Подходим, нам говорят: «садитесь, поехали». Прыгаем, знакомимся, болтаем, около трех часов бороздим тундру, высаживают нас за Правым Кечпелем. Сами оленеводы стоят за Левым Кечпелем, нас пригласили на чай, но ехать до Левого нам не хотелось — все же поход, надо заняться треккингом. Ставим палатку, ужинаем, спим прямо у дороги в обжитом для ночевок месте.
День 2. Проснулись, снаружи поливает. ЧМО заполонило все небо, прогноз, запрошенный через Iridium360 не радует. Дождь целый день. Решаем отложить Пайер, пошли до Левого Кечпеля к оленеводам на чай. Пришли, воды в Левом Кечпеле ниже колена, переходим, заселяемся. Именно так — палатку поставить не позволило их гостеприимство. Остаемся до утра — пережидать погоду. Едим оленину, переводим наш поход в разряд этнографических экспедиций.
День 3. ЧМО не уходит, запросили погоду — по текущим координатам дождь перестанет только через сутки. Думали пойти на вершину от оленеводов — но вездеходная дорога осталась за рекой. Река вне берегов — где вчера проходили
и было ниже колена, теперь выше груди и с диким течением. Идти ниже и выше нет смысла — сказали местные, вероятно, были правы. Проводим еще день в экспедиции, узнаем о наилучшем подходе к Пайеру. Нам подсказали что вездеходная дорога уходит к Пайеру до брода Правого Кечепеля (если идти от станции.
День 4. Дождь в точности по прогнозу ночью перестал лить, но вода в реках не торопилась спадать. Кроме этого, на оголившихся предгорьях показался снег. «Пипец, подумал Штирлиц». Прощаемся, нас на том же подготовленном УАЗике перевозят на другой берег Левого Кечпеля. Обратно УАЗик проезжает с трудом, вода еще не спала, и несмотря на вес около 3 тонн, машину сносило потоком. Мы пошли обратно к Правому Кечпелю, благо идти около 10 км. Мы ожидали что к обеду вода в Правом Кечпеле тоже спадет, но это было далеко не так. Далее, в полном облачении (мембрана, сапоги , предвкушая воду по грудь, переходим Кечепель обратно (зачем — дальше). Воды реально дофига, мне выше пояса, спутнице выше груди. Перетаскиваю подругу, сушимся, идем искать вышеуказанную дорогу. Находим. Координаты отворота налево в сторону гор с основной дороги со станции — 66.874723, 63.941249. Доходим по дороге до другой стоянки у Правого Кечпеля. День получается коротким, нас перевезли около 10 утра, по дневному пробегу 10 км от Левого до Правого Кечпеля, ~5 км в сторону гор. Ночуем, смотрим прогноз — он опять поменялся на дожди.
День 4. С утра прогноз снова поменялся, на облачность без осадков. Мы решили идти в сторону озера Кечпель. Уже примерно на высоте 500 метров над УМ пошел снег. Мы уже шли вдоль истока Правого Кечепеля, дальше в снежное облако идти не было смысла, встали у ручья, впадающего в Правый Кечепель где-то на высоте 600 метров НУ (66.749901, 64.31156).
День 5. Просыпаемся в четыре, на рассвете, выходим в 6 утра на радиалку. Доходим до озера Кечпель, уже там снег и облако, делаем пару фоток, и начинаем подъем на нижнюю хребтовую часть Пайера. Про восхождение стоит написать отдельно. Нам повезло что до нашего восхождения была перемена погоды, поэтому снег на склоне был с настом, который можно было рубить ботинком, и он был достаточно прочным для организации ступенек для подруги. Треккинговые палки заменяли ледоруб, ботинки — кошки. Наст был не везде, а где его не было, там снега было от колена до пояса — идти было очень сложно. Где-то два часа проработали на склоне до узкого гребня. Около девяти подошли в облачном тумане к началу гребня. Первый жандарм показал нам кто тут царь, а кто мы. Сам жандарм во льду, обходы, как все говорят, справа, почти отвесные ввиду выпавшего снега. Понимая, что третий раз идти на Пайер я не готов, начинаю рубить первый обход жандарма. Обходим. Со вторым сложнее — читаемого пути не было, пытались по разным путям 4 раза. Почти бросили дело, но в итоге с 5 раза обошли. Дальше нам предстояли многие часы боли и унижения, попадания ботинком со всей дури вместо снега в камень и прочее. Руки почти отмерзли, потому что три пары перчаток очень быстро промокли. На обратном пути руки грели уже чуни. А у спутницы — самогревы почти с самого начала восхождения. В итоге через туман, подявшийся вконце ветер, мы дошли до платообразной вершины. Сил и времени хватило только на пару фото, поставить фото на треккере, и валить вниз. Спустились до второго с вершины жандарма, за ним подкрепились салом, колбасой, батончиками и чаем. Понимая, что до темноты меньше часа, ускорились — по уже проложенной нитке следов управились с хребтом почти до темноты. Фонарики включили уже на последнем (первом) жандарме. Дальше уже идти было проще. Вернулись в радиальный лагерь в 21:00, то есть вся радиалка заняла 15 часов. Палатку завалило снегом сложило. Разгребли, выправили, поели, попили, вырубились.
День 6. Идем в обратном порядке. Уже по снегу. Где-то в тундре (несмотря на то что точки ставили) пропариваем дорогу. Ищем ее около 40 минут, находим, по пути наевшись ягод, идем до прошлого знакомого лагеря. Ветер усилился, растягиваем палатку на 4 растяжки.
День 7. Встаем, идем до основной дороги и жарим по ней еще 25 км. Итоговый пробег 30 км. На поезд не успеваем, бродим Елец где-то в 16:00. Станция закрыта, магазин на станции тоже. Идем до поселка, берем еды, прочего….ночуем на берегу Ельца.
День 8. Идем до станции, берем билеты, далее в обратном порядке.
П.с. По запросу в ВК можно узнать контакты людей, кто может переправить через Елец на Треколе, вездеходе или лодке, если воды много. Или вообще до вершины.
П.с.2. если у вас МТС, то связь будет на любой возвышенности на поверхности. Даже на озере Кечепель (дисклеймер — зависит от мощности антенны, но iPhone 8 ловит почти до Озера Кечпель). В
П.с.3. Путь до вершины обозначен примерно. По дороге воткнуты палки — потеряться сложно. Ориентируйтесь на нее. По ней, все же, идти проще. Важно — в летнее и ранее-осеннее время маршрут труднопроходим ввиду обилия ягод, черники, водяники, голубики, брусники…
П.с.4. До Елецкой есть дорога короче, но через болота. Вязнуть там совсем не хотелось, поэтому мы не пошли по ней. Предпочли идти дольше — но путем надежней.
Трек Иридиум от двери до двери
https://www.iridium360.ru/guest/journey/aff0a6a4
И важное: господа, едущие на рыбалку или на Пайер на Треколе, если вам не влом тащить в тундру вино, водку в стекле, будьте добры, забирайте мусор с собой. Если честно тут не хватает цензурных слов. Что могли — забрали на Елецкую, но что дальше с этим мусором будет — неизвестно. Возможно там же и закопают…
Дата восхождения:
2020-09-21
Регион восхождения:
г. Пайер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *