Регион восхождения: г. Пайер - 2024/08/04

размещено в: Пайер | 0

Описание восхождения:
Всем привет. Меня зовут Полина, моего напарника Мишаня. Я из Иркутска, Мишаня из Красноуральска. Так сложилось, что и мне и ему не хватало напарника, в общем, мы нашли друг друга.
Я пишу про наше с ним путешествие по высочайшим вершинам Урала. Всё получилось в виде путевых заметок с датировкой. Маршрут прохождения:
1. Ослянка, средний Урал,
2. Тельпо́с-из, северный Урал,
3. Пай-ёр, полярный Урал,
4. На́родная, приполярный Урал,
5. Иремель, южный Урал.
Если хотите, то читайте в этом порядке.
2 августа (день 15) всё ещё день 0
В общем, на поезд успели вовремя. Позвонили родным. Поехали дальше. По пути останавливались в Печоре и Инте. В Инте связь ловит. Надо будет проверить на Елецкой.
Кушали и спали. Что ещё делать в поезде?! Смотрели в окно, как не заканчивается один день и сразу начинается следующий.
3 августа (день 16) день 1 «Мне не улыбается »
В два тридцать подъём. За окном солнце уже выше горизонта, прячется за облаками. Завтрак: лапша, сыр, шоколад. Сборы. С нами выходит ещё один турист Костя из Москвы. Тоже на Пай-ёр, но выход у него по хребтам на самый север.
Прибыли на станцию, выпрыгнули из вагона – перрон там есть, но слишком далеко от лесенок. Подумали, пустились в путь. У реки сделали закладку на На́родную и рога. Пошли искать место брода. Искали не долго, решили форсировать напрямик. Я догадалась снять штаны. Но этого оказалось мало: брод был почти по грудь. На середине реки ждала Мишу, потому что он забыл убрать телефон из кармана шорт в куртку. А одна боялась, потому что чувствовала, что меня уже на уровне бёдер начинает сносить. В общем, под мои «давай, давай» мы выбрались на берег. Оценили ущерб: у меня мокрое бельё, низ футболки и куртки, у Миши также, только ещё и шорты. Прошли ещё один брод, уже по щиколотку. Закрепили мокрое снаружи рюкзаков: сверху куртка и дождевик, а сбоку мои сырые кружевные трусы. Пошли по старой тракторной дороге.
Кругом тундра. Бескрайняя. И только на горизонте виднеется горный массив Полярного Урала, верхушки которого закрыты тучами.
Идём, немного прогревает солнце, дует ветер. Хорошо: и мошку с комарами уносит и вещи сохнут.
За три перехода дошли до большого красного контейнера. Видимо, оленеводы спрятали своё имущество до следующего сезона.
Скоро отворот на ещё более старую тракторную дорогу. Как сказал Мишаня: «Мне не улыбается делать такой крюк». А дорога, по которой мы шли в целом хорошая: почти везде твёрдая земля, все лужи и ручьи спокойно обходятся. По обочинам цветёт иван-чай. В начале дороги были жёлтые маки. Ну и карликовые берёза и ива – самые распространенные деревья тундры (ну, как деревья, кусты от тридцати сантиметров до полутора метров (это в основном ива).
На втором привале приоделись: и ветер стал сильнее, и вещи пообсохли. Вскоре нашли наш отворот налево. Почапали. Казавшаяся поначалу хорошей дорога, начала утыкаться в поросшие ивняком кусты, которые обступали глубокие ручьи. Приходилось обходить. Несколько раз прокатило: один раз я перекинула рюкзак, чтобы перепрыгнуть ручей налегке. С третьим так не получилось. Почти час пролазали по кустам, в итоге всё равно намочили ноги и еле выбрались. Да ещё «приуныли» пару раз: я присела на кочку (ноги разъехались), а Мишаня упал лицом вниз между другими кочками (не удержал равновесие). Зато нашли морошку: в целом она как раз поспевала, но была и перезрелая. Это первая ягода, которая сначала краснеет, а потом теряет цвет, но набирает вкус.
В общем, пошла жара. На очередной остановке достали перекус: сыр, батончик и чай. Немного приободрились. Пошли дальше. Периодически видели следы примятой травы, что приободряло.
По треку нас ждало болото. Но случилась неожиданность: не дойдя до болота «на карте», уткнулись к какие-то топи. Потыкались в разные места, Мишаня пошёл посмотреть варианты переправы, я нашла сохранённые отчёты. Результат нулевой: в отчётах, которые у меня были ни одного упоминания про эту тропу, да и у Миши пусто: есть узкое место, но там скорее всего по пояс непонятной жижи. Вокруг поля морошки, но нам не до них: выбраться бы из этого места. Посидели, подумали. Решили вернуться, и обойти эту топь левее. Шли долго. Вот честно, задолбались. Мишаня шёл впереди, проваливался, я шла следом, стараясь не отставать, но и из-за меньшего веса, проваливалась меньше. Но вода в ботинках обновлялась регулярно. Потрясающе впечатления были от плавунов (слоя мха), который был настолько прочным, что выдерживал наш вес, приятно покачивая как на водяном матрасе. Выползли на кочку. Офигели от происходящего. Пошли искать намётки дороги. Нашли, прошли по ней дальше и уткнулись уже в обещанное болото. Выдохнули. Почапали. Мишаня проваливался знатно, я не отставала. В общем, кое-как перешли и его. Сели. Выдохнули. Решили готовить обед: уже двенадцать, а мы последний раз нормально ели ещё в три утра. Заварили гречневые хлопья, закусили колбасой и сыром, поели орехово-кураговую смесь. Взбодрились. Пошли дальше.
За один переход дошли до слияния с ещё одной «старой тракторной дорогой». Ну и наплодили их по этой тундре.
Свернули налево: к горам. Погода на массиве такая же как и утром: вершина скрыта зацепившимися облаками.
Дорога кое-где едва читаема, но трек помогает её искать. Да и примятая трава теперь встречается чаще.
Дошли до первого брода, перешли, не снимая ботинок, потому что было уже всё равно, а так хоть их помыли. Отдохнули. Пошли дальше, до планируемого места ночёвки оставалось 2,6 км.
Снова кусты, тропа, сырой мох. Красота. С одной остановкой дошли до развилки: стоянка вниз к реке, а дальше дорога к горе. Решили, что пойдем дальше и встанем у притока Правой Кечь-Пель. С двумя отдыхами и за полтора часа дошли до брода. По пути видели позвоночник оленя, решили не брать, хотя идея собрать животное по частям нас позабавила.
Всё, на сегодня это всё!! 17:30. Итого 14 часов ходьбы по тундре. И где-то 1,5 из них на раздумья и блуждания. Надеюсь, на обратном пути повезет больше.
Выдохнули. Съели по бутерброду с арахисовой пастой. Пища богов: и жирное и углеводное и сладкое. Мечта! Поставили палатку. Залезли внутрь. Решили пересмотреть раскладку, чтобы удачнее распределить приёмы пищи. Пересортировали всё: заново собрали каждый приём в зависимости от скорости варки и этапа нашего пути. Приготовили всё на завтра: что на завтрак, что на восхождение, что потом. Прикинули, как пойдём. В одну сторону трек рисует 15 км от места нашей стоянки. Ну, посмотрим, что получится.
Успели сварить ужин, пока не начался дождик. Суп из чечевицы с колбасками – с майонезом ещё вкуснее. Заели арахисовой пастой и печеньем. Вроде, хватило.
План на завтра: подъём в 2:30, завтрак, сборы, восхождение. Возвращение в лагерь, перекус кашей, сбор лагеря, переход к стоянке ближе к тракторной дороге, с которой мы ушли вначале. Иронично: после сегодняшнего дня, нам та дорога, хоть сырая, хоть сухая, «улыбается».
19:35. Отбой. Миша уже спит, а я дописываю отчёт.
Зубы чистить не пойду: там ветер и дождь. А я только угрелась.
Впечатления: ну, бывает и хуже. Усталость, конечно, есть. Но и не может не радовать, что Мишаня тоже задолбался, особенно на болотах. Приятно видеть, что ты не один устал.
4 августа (день 17) день 2 «Двое против ветра»
Всю ночь был дождь и ветер, но в палатке было тепло.
В 2:30 будильник. Дождь ещё идёт. Мишаня сбегал за водой, приготовили завтрак. Пока ели и собирались, дождь подутих, а к моменту старта и вовсе прекратился.
Вышли в 4 утра. Пошли по треку и следам дороги на холм. Упёрлись в ручей, решили уже сворачивать в сторону цирка. Под перекличку птичек, которая напомнила о ржавых дворовых качелях, дошли до холма. Решили набирать высоту, но ошиблись: этот склон ведёт на Пай-ёр восточный, а нам на главный. Скатились по осыпи, перешли ручей, и полезли уже на нужный холм. Было ветрено, но это играло нам на руку: камни после дождя быстро высохли под таким напором стихии, и было легко идти по курумнику.
Поднимались к седлу. Там ветер неистовствовал. Я отстала от Мишани, потому что меня просто сносило порывами ветра. А ближе к седлу можно было просто стоять, наклонившись, а ветер тебя держал. В общем, аэротруба в действии. Кое-как выбрались. На самом седле дуло, но не так сильно. Да и начался открываться вид на цирк с озёрами, где мы разглядели одинокую оранжевую палатку.
Поднимались выше. В какой-то момент выбрались ещё на одну площадку, с которой стало видно, что нам ещё предстоит: несколько стражей-жандармов.
Долго искали тропу: она то читалась, то нет. Каких-то стражей облезли справа, один слева. Несколько прошли гребнем. А они всё не кончались. Да и Мишаня приуныл: пару раз из-под рук и ног уходил камень, что не прибавило ему решительности. Тут уже не выдержала я, и мы поползли по камням быстрее. Вскоре вышли на вершинное плато, начали искать саму вершину. Ветер продолжал задувать, пытаясь снести нас с вершины. Но мы не сдавались. В итоге в 10:44 были у триангуляра. Сделали фото, посмотрели виды: погода наладилась и мы видели залитые солнцем долины вокруг горы. Очень впечатлил Пай-ёр Западный – он выглядит не сложным на подъёме. Да и Восточный красив.
Посидели немного на вершине и отправились вниз. После спуска к жандармам потеряли тропу. Решили лезть напрямик, пока не увидели тропу вниз по кулуару. В общем, не повторяйте нашей ошибки: это слишком опасно и затратно по времени. Но мы решительно спустились вниз, скорости добавляло появление туч из-за Западной вершины.
Кое-как спустились вниз, к озеру. Перекусили. Слишком большой стресс мы выбрали. Сделали музыкальную минутку: поставили песни, которые играли в голове, пока спускались.
Дальше шли правым берегом озера. Снова прилетели чайки. Вчера мы видели их на болотах (и судя по их реакции, они яростно защищали гнёзда), а сегодня они нас нашли на озёрах.
Дальше шли траверсом по пупырю, на который утром зашли выше. Спустились к ручью, вытекающему из цирка Восточного Пай-ёра. Снова зашли на его отрог и отправились в путь к палатке.
Уткнулись «дорогу», которая оказалась ручьём: слишком неровные колеи были. Из-за моей ошибки, пошли не по тому склону, потому что справа увидели долину реки, которую утром не пересекали. Спустились, перешли на её правый берег. Дальше были скитания по ернику: искали дорогу, которая там должна быть. Да и непонятный светло зелёный камень, похожий на нашу палатку не давал покоя о сохранности наших вещей. В общем, ещё раз нагулялись по тундре. В итоге, всё-таки вышли на наш трек и уже бодрее спустились к палатке. Время 17:04. Всего 13 часов на восхождение.
Быстро сварили обед (рисовые хлопья), долили термос, скидали вещи в рюкзаки и пошли на новую стоянку. План минимум до развилки с «красивой стоянкой», план средний – до места, где вышли с болот, план максимум – до брода у дороги с Правым Кечь-Пелем.
Вышли через час, в начале седьмого. Шли вполне бодро, стараясь не мочить ботинки: после болот они были полностью сырыми, а за день восхождения благодаря ветру обсохли. Да и мой правый ботинок сильно порвался, а чтобы его чинить, он должен быть сухим.
Обратно шли бодрее, но усталость всё равно давала о себе знать. Прошли развилку на первую стоянку, решили двигаться дальше – это ближе к дороге, а значит, на завтра меньше идти.
Наблюдали закат: солнце медленно уходило за горизонт, а потом не торопилось уходить дальше, раскрашивая небо розовыми тонами.
Броды переходили в тапках, чтобы не мочить ботинки. Уже на подходе к последнему броду увидели на горизонте стог. Удивились. Оказалось, это зелёная палатка. Дошли до неё, решили ставиться, потому что время уже к девяти, мы на ногах уже больше восемнадцати часов.
Пока ставились, вышел хозяин палатки Александр. Естественно, заобщались. Он в этом районе уже шестой раз, послушал наш рассказ, посмеялся с наших шатаний по болоту в первый день, и со спуска по кулуару. Зато рассказал, что самый лучший заход это по тракторной дороге, и что до неё примерно такая же дорога, как от места нашей вчерашней стоянки. Рассказал, что там всё проходимо, только будет брод через ручей, ну и болота, которые мы уже видели, и ещё где лучше всего бродить Елец – что-то нам не хотелось повторять вчерашний подвиг с погружением. В общем, ценная встреча.
Сварили ужин: макароны с колбасками (пакет с гуляшом порвался и испортился, поэтому решили импровизировать). Пока готовили, у меня вспылило: Миша ничего не делал, пока ему не скажешь. Вылетело: «Я задолбалась так же как и ты, давай соберись уже!». Ужинали в тишине. Поели и легли спать. На часах 22.30, подъём в три. Завтра долгая дорога на станцию.
Ну, и с горой нас! Уже третья.
5 августа (день 18) день 3 «Бегом на станцию, нас ждут приключения!»
После звонка будильника в 3 утра моргнули, выморгнули в 3:15. Приготовили завтрак (мюсли с овсяной), собрались и в 4:40 вышли на тропу. Дорога здесь читается лучше, да и вешки поставлены чаще – легче ориентироваться. Прошли два ручья, и к семи вышли на тракторную дорогу. Настроение стало лучше. Пошагали по ней: она, хоть и хорошая, но всё равно длинная – до станции ещё далеко. До первых болот шли в ботинках, потом переоделись в тапочки: было жаль пачкать и марать обувь.
Некоторые места удавалось пройти спокойно, но некоторые трясины засасывали тапки, и несколько таких мест мы прошли босиком, впитывавя целебные тундровые грязи.
Всё бы было ничего, но Мишаня при выходе со стоянки и на броде через ручей не набрал воды, о чём я не знала. В итоге, обеда посреди тундры у нас не случилось, что существенно поубавило сил и эмоций. Да ещё, хоть и было солнечно, дул холодный ветер с гор, поэтому всё время было неуютно: приходилось утепляться. Если в первый день вполне хватало футболки и куртки, то сегодня пришлось сверху надевать пуховку: так было теплее.
Зато дорога вносила разнообразие: то мы нормально обходим по болоту, то увязаем в топи, то идём по нормальной дороге, периодически вытряхивая попавшие в тапки камешки, и снова, когда ноги внутри уже обсохли, нас ждёт переход по болоту с обязательным обновлением воды. И так несчётное количество раз.
Одна из остановок пришлась на заросли голубики. Ну, что ж, команда «ягода» деморализует группу, и мы решили всё-таки поддаться искушению и поесть ягоды, а то ходим всё мимо и мимо.
Прошли стоянку оленеводов: там стол, лавки, печка, полная мусора, и череп оленя с одним обломанным рогом. Ничего такого, но всё равно интересно.
Удивил контейнер оленеводов: на заходе он стоял на пригорке, а сейчас был скачен вниз к болоту. Нас сначала смутило его положение, а потом мы разглядели следы полозьев, на которых он стоит. Угарнули типа кто-то решил украсть контейнер, ну и по 50 метров в день его толкает.
После этого перешли очередное болото, обновили воду и двинулись на холм, с которого уже хорошо просматривается станция.
Уже на подходе услышали гул и шум мотора, из лесочка показался гусеничный вездеход «Тайга» оранжевого цвета. Так вот, как выглядит та чудо-техника, на которой тут ездят! Ну а мы, помахав пассажирам, отправились дальше, к реке Елец, где всё-таки есть брод глубиной ниже колена.
Подошли к месту брода первого дня, пошли по указанию Александра направо и заодно по свежим колеям от «Тайги», вышли на заводь. Заранее разделись, а то мало ли что.
Перебродили действительно ниже колена. Только вода была уже настолько холодной, да и мы уже подстыли, что никакого удовольствия это уже не доставило. Промозглый ветер избавил от надежды искупаться в ледяной воде. Вышли к месту старта в 14:05. Итого на выход 9,5 часов. По сравнению с 13ю часами захода, эта дорога, нам действительно далась легче, чем та, что казалась коротким путём.
Дошли до дороги, ведущей на станцию, сделали защиту от ветра и поставили котелок на огонь. Это седьмая готовка на баллоне, который мы начали на Печоре. Газа осталось максимум ещё на два раза. Всё-таки в тундре условия более суровые, чем на Щу́горе. Съели пюре, закусили сыром. Полегчало.
Мишаня сходил за закладкой. Она оказалась не тронутой. В итоге, к 15:00 вышли к станции.
Помещение оказалось открытым, но нашим надеждам на покупку билетов не удалось сбыться: именно с сегодняшнего дня кассир была в отпуске, и все билеты рекомендовалось покупать через сайт, колл-центр или у проводника. А связи в этом чудесном месте нет. Есть только МТС, но у нас другой оператор, и сигнала нет.
Вышли на лавочку у перрона. Решили достать раскладку на На́родную, распределить по дням и отделить, что пойдёт на ужин в поезд, а что на завтрак в Инте. Разложили, сделали маленький рюкзачок – в походах он у Мишани радиальный, а в поезде – для еды на переезд.
Мишаня засуетился, начал смотреть, что ему саднит бок. Оказалось он серьёзно натёр бок верёвкой, которой подвязывал шорты (они начали спадать ещё на Щу́горе). Решили замазать тетрациклином и заклеить пластырем. Получилось надёжно.
Тут началась движуха на рельсах: тепловоз привёз несколько вагонов, бросил на первом пути. Пришли жд работники. Мишаня пошёл наводить «связи с общественностью». Вернулся с пиццей, мороженым и обещанием владельца магазина после пяти вернуться, раздать интернет, чтобы мы смогли купить билеты до Инты.
Тем временем из-за облаков вышло солнце, светило совсем не по-полярному: слишком жарко.
К пяти действительно приехал владелец магазина, включил блюз и начал раскладывать товар. Пришли мы, получили интернет, купили билеты. Да ещё созвонились с контактом базы «Желанная», чтобы уточнить заброску на завтра. Всё в силе, нас ждут.
Поболтали с владельцем. Поговорили о погоде, чем занимаются в посёлке (в основном это железная дорога), развлечений нет, молодёжь учится до 9 класса и уезжает в Воркуту, или Москва/Питер, у кого какие амбиции. Обратно почти не возвращаются. А развлечения: чем найдёшь заниматься, то и развлечение. «Что сам сделаешь, то и будет». Глубокая мысль, про которую многие забывают: только ты сам ответственен за качество своей жизни, никто тебе ничего не должен, всё зависит только от тебя. Интересный мужчина, но, кажется, мы его утомили своими расспросами.
Тем временем подошёл поезд, мы попрощались, пошли за вещами и садиться в вагон.
Купили два нижних места, спрятали рюкзаки, разложили постель и упали спать. Мишаня почти сразу захрапел, это, конечно не те мягкие объятия мха, которые были на последней стоянке, но тоже хорошо. Я не могла уснуть: за день обгорело и обветрилось лицо, и болел левый глаз – накануне мне залетела соринка, и, видимо, поцарапала роговицу, потому что сколько бы я не тёрла и не рассматривала глаз, ничего постороннего обнаружить не удалось. В общем, вместо сна одни мучения.
В соседнем купе тоже ехали туристы: слишком бурно они обсуждали свой поход. Я решила спросить у них глазные капли. Капель не оказалось, зато мы поговорили про свои походы: они о сплаве по Сейде и походе на Рай-из, а я про наш забег.
В восемь попробовала ещё заснуть. Получалось плохо. Но хоть подремать удалось. В десять будильник: надо поесть перед выходом. Заварили кашу, поели, собрались, а вот и Инта.
На перроне движение: одни выгружаются, другие грузятся: в основном водные туристы с огромными, больше меня, баулами.
В Инте прохладно: пока фотографировали вокзал, температура с +7 упала до +6. Бодряще.
Зашли внутрь, ушли в зал ожидания. Там уже тусуются двое. Оказалось, они на нашу заброску. Познакомились: Денис и его друг Александр. Наудачу спросила про капли. Александр выдал запечатанный пузырёк японских капель. Оказались ментоловые. Но раздражение сняли. Боже, я так ему благодарна! Просто спаситель.
Дальше мы немного пообщались, и расположились спать. Но это уже начало следующей истории.
Благодарности:
Чегодаеву Олегу за идею.
Булдакову Мишане за мечту.
Косте из Москвы за волю и небольшую беседу в поезде.
Александру из Москвы за неоценимую помощь на выходе с маршрута, и про рассказы о Пай-ёре: про то, что там есть ледяная пещера и выход горного хрусталя.
Владельцу магазина в Елецком за интернет, вкусную пиццу, за общение и совершенно чарующую музыку.
Дата восхождения:
2024-08-04
Регион восхождения:
г. Пайер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *