Описание восхождения:
Привет всем!
Сейчас мы сидим вшестером (5 человек из группы похода) и один человек с «большой земли» из группы сопровождения. Собираем мысли в кучу и пытаемся проанализировать как мы пришли к этому, и как можно было всего этого избежать (чего, вы поймёте позже)
Состав группы похода:
Алена Мальцева
Виталий Лагунов
Ирина Пономарева
Ольга Прокопович
Григорий Сапегин
Поддержка с земли:
Наталья Сапегина
Алексей Яковлев
Треккер предоставила компания «Северный Урал» — Люда, спасибо!
Подготовка к маршруту:
Пойти в пешку до Тельпосиза нас вдохновило видео Олега Чегодаева. Олег — ты крутой, но на видео не совсем понятна сложность маршрута и этапы его прохождения. По факту маршрут более трудоемкий для смешанной группы. Особенно смутил тот факт, что Олег дошел до цели за 4 дня и весь поход занял неделю. Мы взяли времени с запасом, но нам все равно бы не хватило.
Мы понимали что маршрут с учетом подготовки Олега будет для нас сложнее, поэтому было принято решение идти в одну сторону, ведь на сайте Югыд-Ва был вариант выброски катером. Мы пошли по согласованию этого варианта. Мы написали письмо в Югыд Ва с описанием маршрута: заброска на Пеленер буханкой, выброска катером с Щугора — маршрут на 7 дней.
Парк сначала ответил что возможна выброска на Катере КС-200 Марс, вместимостью 6 человек. По стоимости парк в письме сориентировал 32450 р. Позже, в телефонном разговоре, сотрудник ЮгыдВа сказал что вместимость катера 4 человека, и так как наша группа 5 человек, то нужно будет две ходки, итоговая стоимость выброски подорожала до 68880 р. Время в пути 7 часов. Забирать нас хотел с Глубника.
Мы подумали, что сумма для группы из 5 человек высока и решили добавить дней и вернуться обратно на Пеленер пешком. В итоге мы планировали преодолеть маршрут с возвратом на Пеленер за 12 дней.
Для тех, кто едет на личном автомобиле: дорога от Ухты до Вуктыла имеет не очень хорошее состояние и лучше ехать по ней при дневном свете, иначе правка дисков в Ухте обеспечена.
1 день (16 июля)
Мы прибыли к офису ЮгыдВа в Вуктыле рано утром. Нам выдали разрешение на посещение нац.парка и мы дождались там водителя буханки — Сергея. Сергей любезно объяснил где мы можем позавтракать и после некоторых сборов мы, поставив машины на платную парковку, поехали к Газпрому, где нам провели инструктаж по технике безопасности. Далее мы поехали к КПП на трассу возле газопровода, где сотрудник КПП сказал нам «что вы маньяки, и «был в том году один парень, который ходил на маршрут налегке» (привет, Олег). После обильных дождей, сотрудник предположил, что нам будет очень тяжело, но пожелав удачного прохождения и пропустил на дорогу вдоль газопровода.
До Пеленера мы добрались за два часа, с парой остановок на зеленые стоянки и фото.
После выгрузки мы раскидали некоторые вещи, сходили без рюкзака, пофоткались у остова вертолета, вернулись обратно к дороге и выдвинулись в путь. Выдвинулись в 14:45.
Мы вышли в туман, при помощи навигатора искали путь, но в тумане это было сложно сделать, потому что без ориентиров и при нулевой видимости приходилось постоянно обращаться к устройству и корректировать маршрут. К навигации в походе мы подошли ответственно: у нас были телефоны с картами Генштаба, карта генштаба в бумажном виде, компас и Garmin 64ST.
В первый день был сильный боковой ветер. Мы шли через крупный курум, погодные условия стали ухудшаться, собирался дождь и гроза. Ветер был боковым и стал усиливаться. Мы стали искать место для лагеря, им стал маленький оазис (карликовая Берёзовая роща из трёх деревьев). Грозовой фронт был близок, поэтому пока мы ходили разведывать лучшее место для лагеря и источник воды, девушки уже поставили одну палатку в шкальный ветер. До начала буйства стихии успели поставить еще одну палатку из трёх, поэтому заселились в конфигурации 3+2. Гроза была сильной, было светло как днем, грохотало до звона в ушах. Зато после горы порадовали нас прекрасным закатом и мы открыли впервые сублиматы Гала Гала.
В этот вечер мы видел в небе в горах одновременно закат и грозовой фронт. Это было очень красивое зрелище. Итого мы прошли за полдня 6.5 км. Лагерь поставлен в 20:00.
2 день (17 июля)
Мы решили подольше поспать, чтобы отдохнуть с дороги (мы доехали за сутки без отдыха), хотя останавливались на обед и дневной сон у Параськиных Озёр вблизи Ухты.
Позавтракали сублиматами и в 11 утра по местному выдвинулись в путь. Дошли до Подчерема и перешли его, после чего пообедали. После чего мы поднялись до подножия Мирон-Вань-Нер. И там встали лагерем (там же где и ночевал Олег). То есть по факту мы прошли за два дня расстояние, которое Олег пробежал за один. Прошли 4.7 км. Замедлял крупный курум и лес. Ужина не было, потому что кончилась вода и до ближайшего источника мы не успевали.
3 день (18 июля)
Мы проснулись и выдвинулись в 5:30, не завтракая. Завтракали-обедали у снежника, в 13:00. Начались интересные виды, снежники, первый раз видели оленя с оленёнком. После первых двух дней мы поняли, что обратный путь будет таким же тяжелым и стали вынашивать мысль о том, что нужно все же воспользоваться предположением Югыд-Ва о катере. Мы решили пройти по маршруту еще и потом окончательно решить об обратном пути. В этот день мы дошли до долины с истоком Подчерема, разбили нормальный лагерь с водой под боком, поужинали и легли спать.
4 день (19 июля)
Выдвинулись в 8 утра, увидели тур и поняли что не одни мы тут ходили. Собрали свой тур на месте стоянки, кстати. Перепрыгнули исток Подчерема и пошли на выше на хребет по треку Олега. В этот день мы прошли 16 км, воды на переходе было мало, встречали следы медведей. Увидев небольшой ручеёк, мы решили встать лагерем у него.
5 день (20 июля)
Вышли в 8:40. Прошли за день 13.7 км. Шли по хребту, не стали спускаться в долину как Олег, потому что по треку было видно, что в конце долины он резко набирал высоту по куруму. Обед был днем, за каменной грядой, где-то в 13:00. В этот день видели два тура, образующее ворота, останки от скользяков саней и оленьи рога. Написали с треккера в ЮгыдВа насчёт катера, получили ответ что в данный момент катер не может нас забрать, парк попросил сделать повторный запрос 23 июля. На этом сеанс связи с парком был закончен. Параллельно написал супруге, чтобы тоже связалась с парком и держала вопрос на контроле. Ветер усиливался, пошли дальше и стали искать место для стоянки. Разделившись, нашли место на склоне горы и поставили палатки по-спартански, стенка к стенке. Воды не было, ужина не было.
6 день (21 июля)
Завтрака тоже не было. Собрались и вышли в 8:30, прошли за день 12.7 км с остановкой на завтрако-обед с появлением первой воды.
По пути взошли на Хораиз, 1328 м. Вокруг маршрута радовали скальные гребни, цирки, кулуары, снежники. Видели живописные озёра в низинах. Был сильный ветер. После спуска с Хораиз на склоне увидели стало оленей. Поднял дрон, погонял оленей. Встали лагерем. Вечером видели еще оленей, видимо мы заняли их место.
7 день (22 июля)
Самый быстрый подъем под крики «медведь идёт к лагерю». Мишка спускался к нам со снежника в 200 метрах от нашего лагеря. Высыпали все из палаток, мишка подумал что ему эту встреча не нужна и умчался прочь по курумнику. Вышли в 11:30, понимая что нужно преодолеть небольшое расстояние до долины Тельпосью.
Дошли до неприятной сыпухи (цит. из видео Олега Чегодаева). Офигели все от такого спуска. Но осмотрев спуски рядом, решили спускать всё же по этому же пути. Спускались долго, два часа, страховали девчонок. Потом перешли Тельпосью вброд и встали лагерем.
8 день (23 июля) — радиалка.
Так как встали поздно, проснулись тоже поздно. Запросили еще раз выброску катером с Щугора, но вновь пришёл отказ. Вышли на радиальный выход в 11:30. За час преодолели путь до ледника Южный.
Далее пошли на склон. Подъем по склону до вершины занял 3 часа с остановками на отдых. На вершине открылся вид на северный склон Тельпосиза, озеро Тельпос-Из, долину реки Щугор, и место обычной стоянки сплавщиков которые поднимаются на Тельпосиза с реки. Нам представлялся примерный путь-маршрут спуска, в том случае если нам подтвердят выброску по воде.
пообедали на вершине, приняли решение разделиться, увидев более простой маршрут спуска, отправили девушек в лагерь по нему. Вдвоём с товарищем решили закрыть вопрос с Тельпосизом раз и навсегда и пошли на вторую вершину. За час пролезли 60% пути, который оказался сложнее чем представлялось. Дальше решили сбросить высоту чтобы упростить маршрут и обойти сложный участок. На спуске товарищ оступился, вывихнул ногу с ударом о камень. Ситуация приняла неприятный оборот. Решили не идти на вторую вершину и не возвращаться на место спуска. Стали спускаться сразу с места инцидента вниз по леднику Южный. В процессе спуска осознали, что вряд ли травма ограничилась вывихом. Я предложил сбегать в лагерь за бинтом, обезболом и помощью.
Начался одиночный спуск в закат, долину преодолевал уже по темноте. Добравшись до лагеря, выяснил что девушки пришли только что. Сняв с себя мокрую после скоростного спуска одежду, взял с собой помощницу и медикаменты и вышли спасать товарища.
Нашли его на склоне по моргающему сигналу SOS на фонаре, перебинтовали, напоили обезболом и стали спускать вниз. Спускать закончили к 5 утра. Легли спать. Сообщили о инциденте супруге через треккер.
9 день (24 июля)
С утра, осмотрев опухшую и заплывшую синяком ногу, поняли что это вряд ли просто вывих, стали связываться через супругу с ЮгыдВа насчёт катера — по-любому. Ведь дело приняло серьезный оборот. Супруга позвонила в ЮгыдВа, объяснила что все плохо. ЮгыдВа сказали перезвонить через пару часов. Через пару часов ЮгыдВа предложил идти на север, к Щугору. На вопрос: «дайте точные координаты куда нужно выйти» парк ответил «откуда нам взять нам точные координаты». То есть сотрудники парка даже не умеют пользоваться картами, чтобы сообщить точные координаты выброски. На этом моменте супруга поняла что парк не особо понимает всей серьезности происходящего и общение пошло в МЧС Вуктыла.
МЧС Вуктыла запросило дату выхода группы, состав группы и старшего группы. Нас не смогли найти, вероятно, ЮгыдВа не передал данные в МЧС, о вышедшей группе. При этом парк встал в позицию, мол «мы их предупреждали, что маршрут сложные и лучше его сменить». Хотя такого разговора даже близко не было.
МЧС Вуктыла не имела возможности помочь, поэтому перенаправило на МЧС Сыктывкара. Дальше череда созвонов уже трудно прослеживаема, но ключевой фигурой в нашей эвакуации стал Евгений. Евгений сказал, что делает все, чтобы поднять для нас борт. Мы договорились о сеансе связи рано утром, я доложил о состоянии места посадки, видимости, погоде и нашем местоположении, легли отдыхать.
10 день (25 июля)
Проснулся за час до предполагаемого сеанса связи с Евгением, проверил сообщения на треккере. Получил сообщения от супруги что борт для нас поднят час назад. Пробуждение и начало сборов было быстрее, чем от криков про медведя. Только выскочил из палатки, как из-за гор появился наш синий Ми-8. Я зажег фальшфейер, вертолёт заметил нас и стал облетать долину, осматривая место для посадки. После посадки спасатели быстро осмотрели ногу, оказали первую помощь. Я спросил о том, смогут ли забрать и нас, на что получил внезапный ответ: «тогда собирайтесь быстрее».
Быстрее в жизни я лагерь не сворачивал. Спасатели помогли сложить пару палаток и уже через 10 минут мы взмыли в небо и взяли курс на Ухту.
В Ухте к борту сразу подали скорую помощь, товарища увезли в травму. Нас высадили за ворота аэропорта и мы стали искать гостиницу на время ожидания товарища из больницы. Через час пришла фотография в гипсе с диагнозом «латеральный перелом лодыжки»
На следующий день мы отправились на автобусе в Вуктыл за машинами, и в тот же день начали наш путь обратно в Пермь.
Выводы:
1) Всегда берите с собой на маршрут средство связи. Спутниковый телефон или треккер. То, как нам помог треккер от Северного Урала на Северном Урале, даже не описать. Без него было бы нереально. Вся связь, запрос погоды — все очень удобно и просто необходимо на маршруте.
2) Собирайте больше информации по маршруту, прорабатывайте весь трек детально, рельеф и источники воды. Звоните людям, которые были на этом маршруте. Не ориентируйтесь на видеоотчеты.
3) Просите у нац.парка инструктаж или описание маршрута (у нас не было инструктажа)
4) Оставьте все данные экстренных служб человеку на «большой земле», который сможет координировать все действия сам. Потому что мы от нац. парка на треккер не получили ни одного полного (не оборванного) сообщения. Причин мы не знаем.
5) Проверяйте категорию маршрута и опыт участников группы по прохождению соответствующих этапов
6) Оформляйте страховку для туристов с прописанной эвакуацией вертолетом, чтобы при малейшей экстренной ситуации знать, что тылы прикрыты.
По итогу, мы от маршрута офигели (красиво, но тяжело), ЮгыдВа оказались не готовы к такой ситуации и как-то странно вышло с катером, Спас Коми и Евгений из Вуктыла лично — молодцы, пилоты Северного Урала вообще огонь (оказалось что борт был их). Поддержка с большой земли незаменима (Спасибо супруге), а всем, кто за нас переживал и написали нам после выхода с маршрута – знайте, мы это очень ценим!
По итогу, ЮгыдВа на нас обиделись и закрыли этот маршрут (как они сказали — неофициальный) для прохождения совсем.
Простите за это все, кто хотел пойти по этому маршруту после нас. Мы все проверили на себе, лучше сплав и если очень хочется, сходить до Хораиз, Южного и в долину 🙂
Трек маршрута по не объединен, его выложит Виталий Лагунов. Фото с вершины с ним. Я справа.
Дата восхождения:
2020-07-23
Регион восхождения:
г. Тельпосиз
Светик
Спасибо за подробный рассказ, очень интересно и познавательно!