Описание восхождения:
После того, как нашей коммерческой группе нацпарк не утвердил поход к Тельпосизу со стороны технологической дороги газотрассы (маршрут Чегодаева), частью участников было принято решение пройти к вершине со стороны Саранпауля, с восточной стороны Уральских гор. Сама логистика заброски в Саранпауль достаточно сложна, я её опишу позже. Из Саранпауля на авто повышенной проходимости по дороге на базу Неройка надо проехать 60 км до своротки на базу Пуйва. Далее вас скорее всего не повезут. Очень плохая дорога, броды. По ней дойти до тракторной дороги в сторону «бараки Торговая», как они называются на картах. Понятно, что бараков там нет уже лет 30. Дойдя до Торговой, спускаться вниз по течению до её впадения в Щугор. И вниз по Щугору 14 км до поляны на левом берегу в районе Сухого ручья, названия которого на картах нет, самого ручья вы тоже не увидите,на то он и Сухой, но обозначен он на картах тремя рукавами. Как организуете переправу через Щугор — решать вам. Мы брали лёгкий катамаран на двух человек, и ещё последние 10 км по Торговой прошли на нём, сплавляя рюкзаки всех 4 участников. На Щугоре так же: двое с рюкзаками группы плыли, двое налегке шли по берегу. От места стоянки до вершины 9,5 км и около 1400 м подъёма. Маршрут подъёма подробно описан на сайте Наш Урал сотрудником нацпарка, легко найдёте.
Технические сложности: много болот, достаточно дремучий лес, идти по которому проще в отдалении от реки: меньше кустов, нет уклона, дальше просматривается перспектива движения. Сапоги обязательны! Болота не топкие, идти проще напрямик, не выбирая, куда ступить, но в ботинках каждые 15 минут будешь менять тёплую воду на холодную, свежую. Так же пересечение многих ручьёв, заросших кустарником, когда и выбора нет, куда ступить. Я не говорю про дождь и утреннюю росу, а трава в начале июля была по пояс.
После своротка в горы,с дороги на базу Пуйва к баракам на Торговой, начинается крутой подъём, а вскоре и бурелом. Много поваленных деревьев надо обходить и перелезать. Эта полоса тянется почти километр. Далее — лёгкая дорога по открытым горам, много ручьёв. На спуске к Торговой начинаются луга. Тут встретили медведя, которорый нас не замечал. Пришлось пошуметь, дабы заблаговременно дать уйти и убедиться, что это не медведица с медвежатами. Вообще по Торговой много лугов с высокой травой и приходилось шуметь, дуть в свистки, потому-что лёжки и тропы медведей попадались постоянно. Этими тропами мы пользовались, ибо кому, как не местным диким жителям знать кратчайший путь через кустарник у ручья?
Маршрут составил 11 дней, 191 км. Забрали нас другим (попутным) транспортом в месте, откуда начали своё движение.
На маршруте за 10 дней встретили лишь одинокого туриста, сплавляющегося по Щугору от газотрассы. В устье Торговой — официальная стоянка нацпарка. Находится с глубине леса, с воды виден только информационный щит. Надо пристать к последнему, третьему рукаву Торговой при впадении в Щугор и, немного проднявшись к лесу, попадёте на тропу к стоянке. Идти метров 200. В избе — комары, не выводятся даже спиралью, ночевали в избе, но в палатке. Есть ещё одна оборудованная, но мало посещаемая стоянка в устье Педыя, её координаты N64. 11,385 E59. 26,335 . Там железный балок с нарами, немного продуктов. Ночевать — не очень, от дождя — нормально, есть печка. К этой стоянке ведёт прекрасный мелкотравчатый лужок в несколько километров от остова вездехода, координаты которого N64.12,335 Е59. 26,372.
Итак, логистика. До Приобья — поездом. В Приобье есть вертодром, раз в неделю вертолёт на Саранпауль. Цена около 4000 руб, плюс оплата багажа. Это — идеальный вариант. Но билеты бронируются по телефону, у которого никто не берёт трубку, за месяц до вылета. Можно улететь из Берёзово, куда ходит катер Метеор. Цена вопроса 2400 руб, рейсов побольше, но и эти билеты недоступны. Бывают дополнительные рейсы, когда желающих улететь накапливается много, но только из Берёзово и только по согласованию с …, потому-что рейсы дотационные, денег может и не быть. Сколько пассажиров взять на борт, решает командир в зависимости от загрузки, температуры воздуха и т.д.
Можно добраться и водным путём. Метеором плывём от Приобья до Нижних Нарыкар (рейсы привязаны к поезду, билеты можно и нужно заранее забронировать на сайте Северречфлота). Там автобусы-маршрутки и такси уже ждут и везут вас в Игрим (33 км). Ночуете, есть жильё посуточно, гостиницы. Утром идём на пристань, куда из Берёзово приходит катер Линда. Эти билеты уже не надо бронировать, покупаются на катере. Едем до Сосьвы. Там пересадка на речной трамвай до Саранпауля. И в середине белой ночи прибываете в Саранпауль. Все расписания и тарифы — на сайте Северречфлота.
Беда только с уровнем воды в Ляпине, по которому плыть до Саранпауля. Обычно движение трамвайчика заканчивалось к августу, а в этом году последний рейс состоялся 13 июня! Река обмелела. Из Сосьвы договариваться с частниками на лодках о заброске в Саранпауль. Наш суммарный вес с багажом около 400 кг, плюс моторист, бензин. Не каждый возьмётся. Нужен мотор 40 л.с. и 25 тысяч руб с вашей стороны. Договорились с мотористом «горняшки», длинной самодельной лодки и 20 тысяч рублей. Но сутки потеряли в ожидании, когда он приедет за нами из Саранпауля. Это 174 км и 8 часов движения с созерцанием однообразных берегов.
Рекомендую вступить в закрытую группу ВК Подслушано Саранпауль, чтобы узнавать об изменениях в расписании, договариваться о заброске, жилье и т.д.
Восхождение на северную вершину совершено 5 июля 2021 года всеми четырьмя участниками в идеальную погоду.
Посредников Михаил
Новосёлов Андрей
Мазитова Лилия
Шредер Елена
Добавить комментарий