Доброго дня!
Посещение Тельпосиза было проведено через сплав по Щугору.
Маршрут наш лежал из города Ревда (40 км. от Екатеринбурга) на своем авто до Вуктыла. Так как расстояние между этими городами составляет более 1700 км., то делали промежуточную ночевку в Сыктывкаре.
Дорога на всем протяжении в хорошем за некоторыми исключениями (в виде ям) состоянии, можно держать крейсерские 140 км/ч.
Из трудностей — знаменитая пробка у Ревды, в которой мы в 5 утра простояли целый час, и не менее знаменитый участок от Ухты до Вуктыла, который в принципе проезжаем даже для обычных авто, но нужно быть осторожным чтоб не попасть в яму с острыми краями и не поцарапать автомобилю пузо на достаточно развитом рельефе ям и колдобин. Местами на этом участке приходилось скидывать скорость до нулевой. Особую опасность представляют мосты — там можно запросто оставить колеса, если быстро ехать. От Сыктывкара до Вуктыла дорога заняла у нас аж 8 часов. На дороге есть паромная переправа — график работы с 6-00 до 23-00, край надо быть там в 22-30. Паром ходит по наполняемости, но не реже чем 1 раз в 30 минут. Интересно, что транспорт везет один паром, а пассажиров и водителя — другой. От паромной переправы до Вуктыла есть участок «зимника» — там песчаное покрытие, которое со слов местного населения дождями и грузовиками, бывает, разбивает до состояния, непреодолимого для моноприводных авто. Нам посчастливилось не применять навыки внедорожного вождения — зимник был отлично укатан.
В Вуктыле заночевали в гостинице Локомотив — из альтернатив есть ведомственная гостиница Газпрома (простых смертных туда не селят) и несколько предложений съемных квартир. По сути Локомотив — это общежитие блочного типа советского образца и духа — на 2 комнаты 1 душ и туалет, а кухня — на 4 комнаты. Но народу там совсем нет, а приятная в общении администраторша заселила нас одних в блок без подселения. За 900 руб. (sic!) с человека. Завтраков гостиница не предлагает, но на кухне есть микроволновка, чайник, плита и холодильник. Приятным бонусом идет кинескопный телевизор с ламповово мерцающим изображением и возможностью просмотра местного канала.
Надо отметить, что в ВСК вечером в районе 20-00 ни одно заведение общепита не работало, выход — закупаться в пятерочке готовой едой и есть в общежитии.
А сейчас несколько занудно придется рассказать о трудностях с оформлением посещения парка и разрешения на следование вдоль газопровода Газпрома. Тельпос-Из для нас с женой — 5-я вершина проекта, надо ли говорить, что я начал готовиться к восхождению сильно заранее — подал в парк Югыд-Ва заявление на посещение через электронную форму сайта за месяца до предполагаемо даты посещения. Не получив ответа, я начал туда писать на почту, но опять не получил никакого ответа. Оставались звонки. Дозвонившись раза с пятого, на вопрос о рассмотрении заявки мне сказали, что электронная форма не работает, пишите-де заявку в Ворде и кидайте на почту. Сделал, ответа не дождался, опять начал звонить, сказали, что нужно подождать, и вообще не стоит торопить события. В общем, писал я раз 15, а звонил раз 10. Успокоили, что все в порядке. Но в итоге оказалось, что разрешение на посещение парка мне оформили, а вот на следование вдоль газопровода — нет (от Вуктыла на Щугор/Понью заброска осуществляется по дороге вдоль газопровода — опасного объекта). Технология вроде простая — парк пишет заявку в Газпром на проследование, Профильный Начальник Стратегически Важного Объекта Газпрома ставит свою подпись, но где то эта система дала сбой. В итоге в ПН парк самоотверженно и даже героически пытался получить эту подпись, но сначала Начальник был на Планерке, потом подписали не ту Бумажку, потом была уже другая Планерка… Получив наконец заветную Подпись, от парка мы выехали уже после 11-00. Но забрезжившим было мечтам на скорое посещение парка не суждено было сбыться — т.к. подъехали мы к КПП Газпрома в 11-45, а это — Священное время подготовки к Обеду, Начальник Всея ТБ уже не пожелал проводить нам инструктаж, без которого посещение парка невозможно. Обед — священное время, в течение которого всякая деятельность прекращается, соответственно пришлось ждать окончания Обеда. Прождав до 13-00 и вздрогнув от механического голоса в репродукторах, оповещавшего об окончании обеда работников Газпрома, мы вновь пошли к телефону на КПП, но видимо начальник ТБ не слышал голоса в репродукторах, и вышел к нам только в 13-30. В итоге КПП газопровода мы проследовали только в 13-38. То, ради чего мы ждали — это подпись в журнале инструктажа и несколько банальных фраз «не курить, не пить, не бегать, пристегиваться». Понятно, что это процедурные моменты нужны и важны, но они не должны занимать столько времени. Полагаю, парку стоит наладить этот процесс. На вопросы работникам парка, почему нельзя было получить разрешение заранее, я так и не получил внятного ответа.
Но вот волокита и крючкотворство позади, как и ворота КПП, и мы мчим по грунтовке вдоль газопровода. По пути посетили потерпевший аварию вертолет — обязательную к посещению достопримечательность. Забрасывали нас не на Щугор, а на Понью, т.к. Газпром проводил на участке около Щугора ремонтные работы. По полноводности эта река не уступает Щугору. Но воды было мало, соотношение проводок и сплава в лодке было 70 на 30, т.е. не мы ехали в лодке, а сами ее тащили. Из участка в 15 км от места спуска на воду до впадения Понью в Щугор мы смогли проследовать только 7 км., т.к. начало темнеть и сплав стал небезопасным. Пришлось заночевать на каком то острове.
Наслушавшись рассказов о том, что Тельпосиз часто не пускает туристов на вершину, трепля их дождями и ветрами и о ненулевой вероятности перевернуться на Большом Пороге, мы хотели в максимально короткие сроки подойти к устью Сухого Ручья, чтоб иметь в запасе резервные дни на восхождение. Поэтому во второй день пришлось идти до стоянки Озерная 63 км., затем от Озерной до Сухого Ручья, благо наше плавсредство — байдарка Одиссей 480 нам это позволяла.
Большой Порог прошли без проблем, хоть и пришлось пару раз активно погрести и потабанить, выравнивая лодку вдоль реки и объезжая камни. Главное — не попасть на камень, торчащий из воды, и держать лодку по течению носом, иначе можно перевернуться. А вообще Порог проходят даже на ПВХ гребных лодках с надувным дном (пайолы не годятся т.к. дно продерется о камни).
Еще одна странность парка — на Сухом ручье нет официально разрешенной стоянки, хотя с Сухого ручья идет самый лучший и короткий (10 км. до вершины) маршрут на Тельпосиз. Работники парка предлагают подниматься со стоянки Глубник — что значительно больше по расстоянию, и имеет большую протяженность следования по зарослям и лесу. Имея душераздирающий выбор между необходимостью соблюсти правила парка — стартовать с Глубника или сэкономить время и силы, стартовав с Сухого ручья, мы моментально сделали выбор в пользу второго варианта, когда. при подходе к Сухому ручью увидели очень удобную и протяженную поляну с двумя уютно расположившимся группами сплавщиков на ней.
Подъем на Тельпосиз занял у нас 6 часов, спуск — столько же, еще полчаса мы провели на вершине. Восхождение нас полностью вымотало, т.к. на всем маршруте много живых камней, причем даже большой камень может легко под тобой сдвинуться, а то и упасть вниз. Столько живых камней я не встречал ни на одной из гор проекта Корона Урала. К тому же на вершине пошел сильный дождь, спускаться пришлось по сырым камням, которые высохли только на высоте около 1300 м. Как результат — я упал раз 8, жена — 2, что больше чем сумма всех наших падений на 4-х предыдущих вершинах проекта. Только огромное желание жить и счастливая случайность позволили нам избежать травм. Будьте очень осторожны при подъеме и спуске!
Еще одна важная деталь — хоть маршрут на гору практически прямой и вроде сложно сбиться, но вершина часто за облаками, поэтому куда идти — непонятно, тем более непонятно куда спускаться, когда видимость не более 40 метров. Мы шли по треку, очень рекомендую брать навигацию с собой.
Вода есть на плато в виде ручейков, так же в изобилии черника, и даже можно найти морошку.
Насладиться видами с вершины нам не было суждено — стоял плотный туман, поэтому панорамные фото делали на высоте 1400-1500 м.
Также есть нюанс — т.к. старт маршрута идет с реки, то перепад высот при подъеме на гору очень большой — готовьтесь потратить много сил.
Остальная часть маршрута — стандартна и не представляет особой повествовательной ценности. Отмечу, что стоянок достаточно много, можно гибко планировать маршрут. Часто бывает, что 2 и более групп туристов совпадают на одну стоянку и у них идут нешуточные баталии по поводу того, кто должен пользоваться благами цивилизации в виде домиков и укрытий от непогоды.
Нам очень понравилась стоянка на Верхних воротах — там очень красивый вид открывается с нее на Ворота, и вся стоянка в чернике. Отменное эхо. Правда, на ней нет укрытия от непогоды, только костровище и туалет, из которого ввиду отсутствующей двери созерцание Ворот можно не прекращать.
Сплав заканчивается в Усть-Щугоре, следовать из которого предстоит на катере до Вуктыла. Катер ходит по ВТ, ЧТВ и СБ. интересно, что при большой воде он причаливает к самому Усть-Щугору, а при малой — ниже его метров на 600. Места причала обозначены специальными большими знаками — створами, которые должны быть развернуты к реке в месте причаливания. Мы попали в какой то переходный момент, когда оба створа были открыты, и даже местные жители не могли точно сказать, куда катер должен будет причалить и метались на лодках между этими двумя створами. В итоге мы спустились на место причаливания, которое ниже по течению, и не прогадали. Можно о месте причала уточнять и у егерей парка на КОП (КПП) Усть-Щугор.
Надо отметить, что Щугор изобилует рыбой, но ловить ее запрещено — если увидят егеря, то выпишут штраф.
Дождались катера, поднялись до Вуктыла, далее маршрут в обратном порядке — и мы дома.
В итоге — маршрут интересный и проходимый, хоть и не без усилий.
Хороших всем путешествий!)
Дата восхождения:
2024-08-01
Добавить комментарий