Тельпосиз восхождение - 2024/07/28

размещено в: Тельпосиз | 0

Всем привет. Меня зовут Полина, моего напарника Мишаня. Я из Иркутска, Мишаня из Красноуральска. Так сложилось, что и мне и ему не хватало напарника, в общем, мы нашли друг друга.
Я пишу про наше с ним путешествие по высочайшим вершинам Урала. Всё получилось в виде путевых заметок с датировкой. Маршрут прохождения:
1. Ослянка, средний Урал,
2. Тельпо́с-из, северный Урал,
3. Пай-ёр, полярный Урал,
4. На́родная, приполярный Урал,
5. Иремель, южный Урал.
Если хотите, то читайте в этом порядке.
25 июля (день 7) день 1 «Бурлаки на Понью»
Проснулись, позавтракали, отправились на инструктаж. Нам выдали все документы, снабдили водителем и мы поехали к точке старта.
Прошли все КПП, поехали вдоль газопровода. Едем, потом уже любуемся видами. Валера довёз нас до Понью и остановился. Эээ, нам до Щу́гора. А там Газпром ведёт огневые работы и туда нас не пустят. Так что другого варианта нет. Выгружаемся, спускаемся к реке. Речка мелкая и перекатистая. Спускаемся ещё ниже, начинаем собирать пакрафты. Комары жрут нещадно.
Ну, в путь. 20 км пеше-водного путешествия.
То идём, то плывём, то тащим. Несколько раз останавливались, два раза кушали. Комары кусают всё, что открыто: предплечья, икры, голову. Непередаваемые ощущения, когда тебе кусают макушку, и ты прихлопываешь комаров двадцать разом. И так раз в пару минут. Спас только капюшон от куртки: под него они не залетали.
Меня за губу цапнула мошка, да так, что у меня пол лица онемело и распухло. Вот где нужно брать анестезию – приезжайте на северный Урал!
Один раз припустил дождь, да так, что мы разом вымокли. Затем дождь подутих, сквозь облака стало видно солнце, и наш путь озарился золотым цветом.
К восьми Мишаня увидел беседки – доплыли до впадения в Щу́гор!
Выбрались на берег, стаскали вещи. Миша занимался палаткой, я ужином. Периодически бегали фотать радугу и закат. Ну, очень красиво. Поужинали, спать легли в 9. Дважды над нами пролетел какой-то самолёт. По звуку шёл низко. Было неприятно. Я долго не могла согреться, но потом, всё-таки уютилась и уснула.
В общем, вместо 12 км пошли чуть больше 20 (20,7) . Такие дела.
26 июля (день 8) день 2 «The long walk»
Подъём в 7, но проснулись раньше. У меня пол лица обкусано, отёк на глазе. Снаружи дождь. Пока выбирались из палатки, дождь подутих. Позавтракали, собрались, отправились. Фото делает Миша, я экономию батарею и берегу телефон. Каждый час остановка: передохнуть или перекусить. В 13:40 встали на обед: сварили пюре и залили термос. Чуть помочило дождиком, но к отплытию он прошёл.
На одной из стоянок пошла в кустики. Смотрю, свежепримятая трава. Быстро вернулась и мы отплыли. А чуть ниже по течению я увидела кого-то крупного. Скорей всего лося. Он испугался и ушёл вдоль кустов. Вот и стало понятно, кто там траву примял.
После одной из стоянок, Миша оживился и быстро погрёб к берегу: в ветвях дерева застрял лосиный рог. Как можно упустить такую возможность, надо брать! Теперь на носу его пакрафта всю дорогу будет красоваться белый рог.
План дойти до Мора-ю провалился – слишком долго шли – и вода низкая и скорость течения небольшая. У Миши болит поясница от того, что упирается в рюкзак. У меня отнимаются плечи, предплечья и кисти: слишком непривычная нагрузка. Так что к Озёрной дошли только к началу девятого. Зато по пути наблюдали закат над Тельпо́с-изом. Гора показалась после двух или трёх часов дня, периодически скрываясь за рельефом. Но закат мы посмотрели.
Перед Озёрной чуть было не сдались, но сверили карты и определили, что осталось 3 километра. Шли уже на автомате. За очередным поворотом увидели дым. Люди! Два катамарана и восемь пассажиров. Пожилые люди на сплаве волонтёрят и отдыхают. Накормили нас котлетами и супом, ну и чаем, конечно. Безумно были рады такому стечению обстоятельств: сил готовить уже не было. Поели, пообщались и спать.
Итого пройдено 49 км из запланированных 55. На завтра план дойти до Глубника, в крайнем случае, до Торговой. В лучшем до Тельпоса. Посмотрим, что из этого выйдет.
22:00 отбой. Подъём пока на 7.
27 июля (день 9) день 3 «Тёплая ночёвка»
Соседи встали в 4, мы около 7. Разогрели их кипяток, заварили рисовые хлопья. С джемом зашло на ура. Из-за того, что вчера не варили ужин, остались продукты. Ну, тоже плюс. Мужчины угостили нас шоколадом, сухарями и конфетами в дорогу.
Их первый катамаран вышел раньше, затем вышли мы, но второй кат нас быстро догнал, но и отстал тоже быстро: им некуда спешить – они следят за стоянками и сплавляются 18 дней. Такой вот отпуск у мужчин-пенсионеров.
Мы же поплыли дальше. Руки ещё не пришли в себя, и первые две остановки было тяжело. Потом уже греблось через боль. После второй стоянки Миша предложил перчатки. С ними рукам стало теплее, даже в мокрых. Дошли до порогов. Посмотрели. Я забоялась. Поэтому сделали обнос. Пока ждала, надела пуховик – так теплее. Мишаня смело сплавился в одиночку. Есть видео. Решили проплыть дальше, посмотреть, как там второй и третий. Чтобы лишний раз не крепить рюкзаки, закинули их на нос и поплыли. Нууу, что сказать, у меня в копилке теперь есть прохождение порога 2 к.с. на пакрафте с рюкзаком. Фееричные впечатления. Даже не смотря на то, что я не вписалась в один поворот и села на камень. Но выбралась, вывела пакрафт, и вышла из порога. По итогу шли как в аквариуме: пороги наплескали воды и замочили всё, что можно. Прошли ещё немного и справа увидели стоянку. Решили там пообедать, тем более нужно было перепаковать рюкзаки. Сварили кус-кус, с колбасой и сыром зашло на ура. Привязали рюкзаки, из-за обноса всё убрала в рюкзак, поэтому место в ногах освободилось. Теперь я иду с тяжёлой попой и лёгкими ногами. Проходя одну из проток, спугнули молодого лося, он бросился наперерез нам и исчез в зарослях. Красивое зрелище.
Погода сегодня не балует: с утра небо затянуто тучами. Вот и теперь встречный ветер мешает нам грести. Да ещё и дождик пробрасывает. На следующей стоянке набросили мне юбку. Стало теплее, что при прочем всё же лучше. Пару раз ошибались протоками, что увеличило общее время.
Пару шивер проскочили в последний момент, а то опять пришлось бы мучиться с моей юбкой.
Последнюю стоянку сделали на воде, чтобы сэкономить время. Чуть не прошли мимо стоянки Торговая – Миша вовремя заметил стенд, который спрятался на правом берегу лимана. Пришвартовались в 20:10. Умотанные. Сходили посмотреть стоянку. Беседка разрушена, туалет есть, а тропинка дальше ведёт. Дошли и упёрлись в домик. Решение созрело тут же. Сбегали за рюкзаками. Развесили вещи сушиться: всё мокрое уже надоело. Мишаня наколол дров, я сварила ужин: суп с пачкой тушёнки зашёл за милую душу. На десерт съели бутерброды с шоколадной пастой, умылись, и давай читать отчёты о других сплавах. Убедились в том, что треки надо скачивать обоим.
Спать в натопленной зимухе невозможно: слишком жарко. Зато вещи будут сухими.
На ночь приоткрыли дверь. Посмотрим, с каким лицом я проснусь на четвёртый день пути.
Итого за день 42 км.
По крыше шелестит дождь. Очень надеюсь, что за ночь он выльется и завтра будет, если не солнце, то хотя бы без воды сверху.
План на завтра: подъём в 5, завтрак, сборы, сплав до сухого ручья, восхождение на Тельпо́с-из, сплав до Глубника (10 км от сухого) и до сухого ещё 13. В общем, занимательный день. И для рук и для ног.
22:52 отчёт написан. Отбой.
28 июля (день10) день 4 «Гора»
У меня ночь почти без сна: не дают спать комары, да и жарко очень, даже открытая дверь не помогла. К утру похолодало, я залезла ногами в спальник, помогло от комаров. Но только ногам. Всю ночь чесались искусанные предплечья и икры. Руки близко, поэтому чесала их. Утром снова отекло лицо. Особенно слева. Не знаю, что такое. Поскольку всё уже пошло не по плану, встали в 5, собирались долго: вышли только в 7:30.
Позавтракали, собрали вещи. Почти все сухие. Здорово же!
Загрузили паки и в путь. После первой стоянки заморосил дождь, юбку не надевали, ибо время дорого. Я проскочила пару шивер быстрее Миши, да и из-за дождя включился автопилот. Считаю себе под нос и аккуратно гребу, только Миша меня еле догнал. Прошли два острова справа по течению, выплыли на реку. Рассматриваем берег в поисках стенда или указателя. Ничего не заметили. Но Миша увидел палатки, значит, нам туда. Причалили, пошли здороваться. Это те люди, которые забрасывались вместе с группой на катамаранах. Поговорили с палатками. Их трое плюс двое. Вчера ходили гору. Вышли в 5:30, спустились в час ночи. Под их речи собрали рюкзаки, и пошли на восхождение: цель нашего путешествия. Ребята сказали, что в ботинках там делать нечего, только «Эва» сапоги не скользят. Ну, нам не привыкать ходить в мокрых ботинках. Время ровно десять, погнали.
Тропинка начинается со стоянки и уходит в лес. Из-за обилия вариантов, даже потеряли нужную, но быстро нашли. За час добежали до водопада, от него вверх на курумник. Вверх по нему, и пришлось треверсировать до седла. Ещё где-то час. Вид отсюда чудесен, особенно когда облака разошлись, и долину Щу́гора осветило солнце. От седла траверс по курумнику вперемешку со мхом и травой. Ещё час. Дальше нам в облако, вершины не видно и пути подъема тоже. Часто сверяемся с треком. Их у нас много, но идём примерно по направлению.
В полвторого встали на обед: перекусили чаем и бутербродами. Стало повеселее. Осталось 3 км тропы и 750 м набора высоты. Где-то метр на каждые 4 метра длины. Офигеть! И всё ещё ничего не видно.
Спустя час, прошли километр сто. Я от усталости просто считаю шаги. По сотне. Хоть как-то позволяет не думать. Периодически налетает ветер и дождь. Кругом сплошное облако. Неприятно.
Ещё час и нам осталось 850 метров и 140 высоты. Идём. Вылезли выше, в облаках разглядели жандарм. Офигели, как его лезть. Облезли справа. Дальше ещё один такой же гребень, его облезаем слева, борясь с восходящими потоками ветра, и снова перешли направо. Чарующие впечатления. Но хотелось бы видеть весь наш путь сразу, а не офигевать постепенно. От ветра стынут ноги и руки, хорошо хоть я надела куртку и перчатки, иначе вернулась бы с переохлаждением. Еле нашли путь, вышли к туру. Всё, вершина. 16:08. Сделали фото себя, метки и геопозиции. Ибо вся вершина в облаке.
Начали спускаться. Мишаня безошибочно находил путь. Ветер крепчал и нёс дождь и морось. Спустились ниже, где-то на час времени. Остановились перевести дух. Оглянулись: облака поднялись выше, открыв склон подъёма. Разглядели озеро в северном цирке. Сверкнуло. Тут же громыхнуло. Закапал дождь. А мы поторопились вниз. Ещё пару раз сверкнуло и громыхнуло. Дождь унесло за вершину, а мы слезали с курумника и к своему удивлению увидели единственный на всю тропу тур из камней.
В 18:40 сели перекусить. В долине Щу́гора облаков не было. Вид шикарный. Да ещё река Тельпос прекрасно просматривалась. Даже солнце вышло, но из-за хребта, светило на склон, куда нам надо.
Дальше подрезали склон до полки. Заколебались, если честно, лазать по курумнику. Посмотрели начало заката.
На полке ветрено. Решили не идти на курумник, по которому поднимались, а проверить есть ли тропа по лесу. Немного спустились с полки, и нашли тропу, которая вывела нас к верховьям сухого ручья. Значит, и все водопады посмотрим. Спустились ниже, рассмотрели верхний и средний каскад водопадов. Очень впечатляет! Особенно второй каскад.
Дальше каньон реки сужался, а мы решили не испытывать судьбу и полезли по лесному склону дальше в поисках тропы. В итоге выбрались на ту, по которой поднимались на первый курум. Спустились в русло и поспешили вниз. Тут Миша заметил шевеление: через зум телефона увидели зайца. Сфотали. И вниз. В лесу снова немного потеряли тропу, но после нескольких попыток нашли и выбрались на пустую стоянку. Время 21:26. Итого 11,5 часов. Чудесно, только до Глубника мы сегодня не пойдём.
Бегом к рюкзакам и пакам: нужно разбить лагерь. Поставили палатку, Миша принёс воды и пошёл переодеваться, потому что промёрз. Я на ужине: чечевичный суп с заначкой тушёнки. Сварили суп, поставили воду на чай, и переодеваться отправилась я.
Поужинали в палатке. И по спальникам.
Итого за день Торговая-Сухой ручей 13,6 км, вода.
Сухой ручей Тельпо́с-из Сухой ручей 19 км, пешка.
Пишу отчёт. Завтра подъём в 6, план дойти до Рублёвой. 00:02. Отбой. Надеюсь, сегодня высплюсь, а завтра заночуем в домике. Но, увидим. В целом ещё 4 дня. Должны всё успеть.
И да, с горой нас! Вторая в копилку.
29 июля (день 11) день 5 «Туманные перспективы»
Встали по будильнику. Сверились с ощущениями: что у кого болит после вчерашнего дня. Застукал дождь. Решили готовить в палатке. Заварили гречневые хлопья с колбасой и кетчупом: получилось отлично. Закусили шоколадной пастой, и пошли собираться. Вышло долго – периодически показывалось солнце – мы пытались просушить часть вещей.
Вышли со стоянки только в 7:30.
Небо пасмурное. До Глубника дошли за час. Там встретили вчерашних знакомых, они ночевали в юрте и даже оставили нам место, на всякий случай. Мы передохнули, отпишись витамином С (сильно накрывало обезвоживание) и погнали дальше. На следующей стоянке увидели позади наших знакомых, но ушли раньше, чем они подошли. Встретились на Тельпосе. Стоянка почти целая с такой же юртой, но более ушатанной (скорее всего из-за воды, так высоко она подходит). Ушли дальше.
Долго гребли до Седь-ю. Высушили одежду. Дважды попадали в заводи с еле заметным течением. Сделали крутой поворот направо. В одном из мест увидели табличку: «Осторожно дикие животные». А то до этого места они были домашние!
Дальше река идёт на север. Ещё несколько раз огибали повороты, видели Овин-камень. Только на фото, которые я видела, он был в воде, а у нас стоял на каменном берегу. Значит, вода всё-таки низкая.
Дважды за день громыхал гром, но дождь оставался левее, чем были мы. Ещё один поворот, и мы увидели баннеры Седь-ю, а ниже по течению сплошную стену дождя. Решили, что пообедаем на Седь-ю, посмотрим, что с погодой и пойдём дальше. Но тут обрушился ливень и все старания по просушке вещей пошли прахом.
Схватили котлы, рюкзак с едой и бросились к домикам. Сварили макароны, потому что на одной из стоянок я оставила запланированное пюре. Но и этого хватило. У нас еды сильно с запасом. Пока ели, оставили запись в книге. Хоть какой-то памятный знак.
Дождь кончился так же быстро, как и начался. Мы уже закончили обедать, и поскольку момент был удобным, вскрыли три Мишиных «зелёных» коросты, залили тетрациклином и заклеили пластырем. Должно помочь заживить. Мы уже собирались выходить, когда на стоянку пришли двое из пятёрки. Затем пришли остальные. Они здесь ночуют и сразу пошли топить баню. А мы погрузились и в 17:30 отплыли.
До Малого Патока по баннеру 16 км. Шли долго, потому что уже накопилась усталость.
После дождя начал подниматься туман. В прямом смысле наши перспективы стали туманными.
Пока он был по берегам, нас это не сильно беспокоило, но в одном из поворотов туман сидел на воде. Я испугалась, что мы можем разойтись, поэтому держались близко. Но в целом зря: над самой водой всё было прекрасно видно. Последнюю стоянку решили провести на воде. Отдохнули. Сверились с картой: нам ещё четыре острова: два справа, один слева и снова справа, а там река и стоянка.
Четвёртый остров оказался самым тяжёлым: его долго не было видно за туманом, и он всё не хотел кончаться.
В итоге, даже сквозь туман мы разглядели баннеры, и пошли причаливать. Миша сходил на разведку, но я не стала ждать. Надо было останавливаться. Стоянка только под палатки, туалет раскурочен. Да и понятно: следующая стоянка Рублёвая, по описанию с домом, баней, зачем здесь останавливаться. Но нам уже всё равно. Поставили варить ужин и палатку. Вещи закинули и развесили под настилом для дров. Дров там всё равно нет, а вещи под прикрытием и, может быть, если не подсохнут, то пообветрятся. Ужинали в палатке. Суп с майонезом и вяленой курицей хорош. Да ещё доели шоколадную пасту и закусили вафлями. Перебрали еду на завтра, убрали часть в НЗ: слишком много еды я запасла.
Миша сказал, что на домике туалета как будто кто-то прыгал. Это меня напрягло. Поэтому на всякий случай спали с фальшфейером и ножом. Ничего не пригодилось, но засыпалось спокойно.
Умылись, и спать. 23:26 отбой. Снаружи непроглядный туман.
Итого за день 51 км.
План на завтра: подъём в 6, выход по возможности в 7. Цель Мичебечёвник, но сойдёт и Совхозная. Расстояние всего 60 км.
30 июля (день 12) день 6 «На пределе возможностей»
Утром проснулась от того, что начало припекать, что я аж вспотела, пришлось убрать пуховик и расстегнуть спальник. Проснулись по будильнику. Встали позже: очухивались. За пологом солнце. Это бодрит. Выбрались, развесили вещи по стоянке, ну, где возможно было. Зато тент просох с обеих сторон. На завтрак овсянка и мюсли. Зашли не очень, но что делать. Собрали вещи, брюки и ветровка даже успели просохнуть.
Проверили пластыри: язвочки затянулись розовыми коростами. Значит, помогла мазь. Хорошо же!
Вышли так же в 7:30. Первый переход дался легко. Шли рядом, разговаривали. Перед одним из поворотов спугнули молодого оленя. Сначала он спрятался за кустом и оттуда наблюдал за нами, потом понял, что мы никуда не денемся, и решил сбежать, но тропинка в лес вела вдоль берега, поэтому мы успели его сфотографировать.
Едем дальше. Солнце припекает, настроение хорошее. Вещи сохнут на пакрафтах.
На второй стоянке зашли на Рублёвую. Добротная стоянка. Жаль нам уже мимо.
Следующая стоянка была на Верхних воротах Щу́гора. Встали в заводи у левого берега. В обломках скалы нашли отпечаток плавника и может быть силуэт рыбки. Во всяком случае, нам так показалось.
Стартовали дальше. За воротами услышали гром. Уже второй раз за день. И ожидаемо начался ливень. Мы успели надеть куртки, но это мало помогло: ливень на то и ливень, что за миг промочил до нитки. Зато из-за положения солнца, мы видели радугу над водой. Чарующее зрелище! Жаль было не до фотографий.
За правым берегом ворот увидели табличку, подплыли. Оказалось, это эко тропа на водопад. И как раз эта скала Верхние ворота. Ну, как ворота, дверь, потому что скала только с правой стороны. На водопад не пошли. Зато натянули юбки, потому что впереди тоже был дождь. А уже мокрому в юбке идти теплее. Прошли дальше, справа увидели расщелину, сквозь которую вытекает река из водопада. А напротив слева была табличка со стоянкой Верхние ворота. Это первая стоянка, куда мы не зашли. Судя по всему, там только место под палатки, да и то вряд ли.
Шли долго. Затем стала виднеться скала Средних ворот. Скорость реки упала, а глубина возросла. Сразу вспомнился эпизод из Властелина колец, когда братство проплывало через Аргонат – столпы Королей. А в голове заиграла тема Рохана.
Подошли ближе, выяснили, что там отличное эхо, которое чётко повторяет слова. Восхитительно! И очень впечатляет. Вскоре показалась стоянка База Ихтиологов. Зашли туда на обед. Время около 16. Перекусили кус-кусом с майонезом, просушили вещи на появившемся солнце. До первой возможной точки ночёвки 15 километров. Поплыли.
Перед Большим Патоком сделали стоянку на воде, третий раз за три дня. И каждый раз она была на последнем переходе. В первый раз перед Торговой, второй в тумане перед Малым Патоком. И сегодня. Сверились с картой: нам осталось 6 км и зигзаг слева направо. Вода после поворота вся в пене. Вода стоит. Гребём из последних сил. Мишаню одолели мошка и комары: он гребёт, чтобы хоть как-то от них отделаться. Я стараюсь успевать, но вообще не получается. Только я приближусь, он начинает грести с удвоенной силой. Я уже в панике: догнать не могу, сил уже не осталось, если сильнее налегать на весло, болят ключицы. Зашли за поворот. Думаю, где стоянка, ибо сил уже нет. Смотрю, Миша подгребает к берегу. Неужели! Пока он выбирается, дохожу до берега. Всё, я больше могу. Осматриваем стоянку: дом, дровенник без дров, туалет. Остаёмся здесь. Время 19:30. Это самая ранняя ночёвка.
Затаскиваем вещи в дом, располагаемся. Спать решили в палатке без тента, чтобы комары не мешали.
От обилия свободного времени, аж теряюсь, чем заняться: не надо торопиться спрятаться в палатке или срочно готовить ужин. Отвыкла от нормальных условий.
Перебираем еду на завтра. Почти половина уходит в НЗ. Чувствую, на Пай-ёр мы уже набрали. Лучше всего из еды уходит сыр и батончики. Мясное и часть перекусов в НЗ, ну и хлебцы: пачки на день оказалось много.
На ужин макароны с курицей в соусе карри с кетчупом. Удивительно, как полный котелок супа в нас помещается! Уже который вечер.
Пока едим, угораем с запасов еды и перспектив двух походов с сырыми рюкзаками и ботинками, нестиранной одеждой и обалдевшими от всего этого лицами. Представляем, как едем с Пай-ёра, а все люди из вагона на ближайшей станции выходят покурить, даже те, кто не курят. Как на заброске на Желанную все туристы чистые, а мы уже слились с природой. Комары нас облетают, потому что мы пахнем как медведи. Как после На́родной едем до Кирова, в поезде готовим еду на горелке, а соседи по купе бегают нам за пирожками, чтобы мы отъелись. В общем, словили приход от путешествия. Рюкзаки всё ещё сырые, ботинки уже два дня мокрые, хоть выжимай.
Запили ужин кофе, заели шоколадкой. Отправились спать в половине десятого.
Пишу отчёт уже час. Время 22:26. Не самый ранний отбой, но что делать.
Итого за день: 49.8 км.
План на завтра: выйти на КПП Щугор. (46,4 км). Там решать по погоде вызвать водное такси или ждать четверг и ехать на пароме.
В общем, полтора дня в запасе, еды ещё на поход, а 450 граммовый баллон, начатый на Понью так и не закончился (шесть дней готовить три раза (кроме ужина на Озёрной) нам хватило). А брали мы с собой шесть штук. С запасом. Похоже, этого нам на всю корону и ещё на Мань-Пупу-Нёр хватит.
Да, ещё, стенды и карта Югыд-ва сильно врут: наш километраж вместе с Понью получается 272,5 км (294 по навигатору), а по путеводителю 303. Непорядок. А ещё маршрутный лист у нас до 2 августа, а мы выходим 1. Вот, мы молодцы!
22:34. Отбой.
31 июля (день 13) день 7 «Последний рывок»
Засыпала под звон комаров. Очень нервирует. Всю ночь снилось, что я гребу по реке на Пай-ёр. Не знаю как, но даже догребла.
Под утро снова стало очень жарко, хоть и спали в доме. Видимо просто перегреваюсь. Около пяти утра началась музыка: прямо над нами громыхал гром. Продолжалось это где-то минут двадцать. Следом хлынул ливень. Домик не выдержал и протёк со стороны печки. Стучало и гремело почти до шести утра, до времени будильника. Пока приходили в себя ото сна, дождь подутих. Пока готовили и собирались, совсем закончился. Закрепили рюкзаки и в 7:40 отплыли.
Первый переход пошли ровно. Второй тоже. Тучи остались позади, впереди солнце. Достали сушиться сумки от пакрафтов и оставшиеся сырыми вещи. Зашли на стоянку Мичабичевник. Неплохой домик, двуспальные нары, только баня покосилась. Ну, чуть лучше, чем ночевали мы.
К полудню дошли до Малых ворот. Они тоже очень красивые. Даже по случаю хорошей погоды и стоячей воды сделали фотосессию.
На ближайшей остановке сварили обед: гречка с кетчупом. Очень вкусно. И вот неожиданность, у нас кончился первый баллон с газом! Из шести, что мы брали.
Вышли с обеда, и попали в очередную «ловушку» Щу́гора: посреди русла островок с мелкой шиверой. Вот в неё мы и встряли. Вспомнили первый день на Понью. Вывели пакрафты с косы, и пошли дальше.
Вскоре вышли на предпоследнюю стоянку на маршруте: Кырта-ди. Остров и река с одноимённым названием в ещё шести километрах ниже по течению. Логика, ау!
Снова загромыхало. Спешно спрятали высушенные вещи. Перерыв сделали на воде. Я надела курточку, потому что сзади нас догоняла гроза. Один остров решили обойти не по карте, прошли правым берегом, а там ещё одна беседка, на картах она не обозначена. Но и баннера нет, заходить не стали.
Ещё один переход, следующий поворот и уже впереди нас облако, выливающееся дождём. Прошу Мишу надеть мне юбку. Из-за этого ещё одна стоянка на воде: слишком много времени чалиться и надевать юбки. Спустя несколько минут небо окончательно заволакивает и начинает капать дождь. Одеваться начинает Миша. В этот раз дождь заходит со спины. Удобно: в глаза не попадает. Идём мерно, ожидая, когда это кончится. Дождь понемногу стихает, и нет ветра, поэтому не сильно холодно. И наконец-то видим крыши домиков. Форсируем реку к левому берегу. Долго гребём. В 16:45 причаливаем.
На КПП Усть-Щу́гор два егеря. Показываем документы, нас отмечают, советуют сообщить в парк, что мы вышли. Угощают горячим чаем, видимо, мы слишком плохо выглядим. Пообщались где-то с час. Нам показали как поднялась вода в июне: доходила до домика на Мичабичевнике! А это метра два от нынешнего уровня!
В общем, нам пожелали удачи и отпустили в Печору к Усть-Щу́гору. За полчаса дошли 3,3 км. Вообще не напрягаясь не торопясь. Зашли за деревню, встали на косе. Достали вещи, разложили сушиться пакрафты: с этой стороны Печоры светило солнце, а левая долина Щу́гора вся была в дождевых облаках.
Пока сушили вещи, сходили разведать место под стоянку. Нашли. Вернулись к вещам. Пока я занималась фигурной вышивкой, Миша собрал свой пак и ушёл ставить палатку. Когда он вернулся, я уже закончила, мы сложили мой пак и, набрав воды, пошли в лагерь.
Я занялась ужином, а Мишаня пошёл искать причал. В общем, за те полчаса, что его не было, всё сварилось. Зато он нашёл, куда завтра идти для посадки на паром.
Ужинали в палатке, ибо мошка и комары съедали – тут рефтамид уже не помогал – цивилизация.
Поужинали, запили чаем. 22:01 отбой. Самый ранний за всё время.
У меня за семь дней впервые вечером сухая одежда. Вся. Пахнет, конечно, так себе. Зато сухая!
Итого за день 46,4 по Щу́гору и 3,3 по Печоре.
План на завтра: встать в 10, позавтракать, попробовать просушить ботинки, собраться, сесть на паром, выбраться с Вуктыла в Ухту.
1 августа (день 14) день 8 «К чёрту из этой деревни»
Проснулась в 5 утра, стало жарко. Над пологом палатки туча комарья: даже больше, чем было на Щу́горе. Вылезла из палатки: нужно поставить сушить рюкзак и ботинки, а то они бедные уже три дня вялятся в пакете после того как насквозь промокли на восхождении.
Снова подремать. В семь уже зашевелился Миша, тоже сходил проставить своё сушиться. Валялись, в восемь достали все вещи и разложили на высохшей под солнцем траве. Спальники, куртки, футболки, носки, перчатки. Всё сушилось под жарким Печорским солнцем. К десяти приготовили завтрак (макароны с сублиматом куриного фарша (он не вкусный совсем) и острыми колбасками). С кетчупом и майонезом просто здорово! Доела расплавившийся шоколад: он тонко размазался по обёртке, что совсем мне не помешало. С таким вожделением я шоколад ещё ни разу не ела.
Собрали вещи, часть упаковали.
Подходили ребята, которые тоже вчера вышли с маршрута. Они пошли в деревню узнавать, где останавливается катер. Обещали рассказать. Сами они из Подмосковья, но выбрасываются из Печоры, их катер будет завтра.
Я сходила на реку помыться. Чистый кайф: вода приятная, ветер обдувает, мошки и комаров нет. Красота! Ещё бы одежду чистую.
К половине двенадцатого приготовили обед, собрали рюкзаки, взяли паки и в 12:50 пошли на место швартовки. Пришлось идти не просто на конец деревни (мы как раз там стояли), а ещё километра три за неё. Очень интересно, но не понятно: почему так. Дошли за 20 минут, как Миша и обещал. Вот только катер уже стоял и, если бы не те четверо, ушёл бы без нас. Бегом на борт, складываем вещи, и в каюту. Проезд стоит дороже, чем мы рассчитывали: 1025 вместо 820. Ну, я всё равно положила с запасом, так что нам хватило. В общем, нам несказанно повезло!
Уже в 13:14 отчалили (при том, что по расписанию в 13:40). Вот так и верь им.
Надеюсь, придём в Вуктыл тоже раньше, и что успеем к автобусу на 17:30 и места в нём будут.
Пришли в 16:50, вызвали такси. За 190 рублей нас домчали до автокассы. А автобус ходит только три раза в день и в 17:30 рейса нет. Взяла билеты на 20:00. К полуночи будем в Ухте. Теперь три часа ждать. Пойдём в супермаркет закупаться ужином.
Пока ждём, ищем, где переночевать. Авито и аренда квартир – всё занято, а нашу заявку отклонили. В итоге помог 2ГИС: нашли хостел, и заселиться в полночь можно. Красота же!
Приехал автобус из Ухты, высадил водников. Пошли, пообщались. Ребята из Архангельска. Рассказали про наши приключения, и что их ждёт на Понью. Хоть немного пользы принесли.
Ехали долго. Такое чувство, что этот пазик развалится на ходу: трясёт и мотает, пять часов сидеть на попе очень тяжело. Да ещё эти белые ночи: это кажется, что романтика, но когда ты устал, хочешь спать это издевательство какое-то. В десять на переправе через Печору был закат, потом солнце начало закатываться за горизонт, посидело там немного и к полуночи полезло вверх. В час ночи, когда мы приехали в Ухту, уже начались утренние сумерки.
Встретились с Денисом, который вернул нашу раскладку. Немного пообщались и дошли до хостела «Welcome».
В хостеле нас ждали. Разместили, показали, договорились, что уезжать будем, сообщим. Сняли рюкзаки, выдохнули. Бегом стираться и мыться. За час управились, развесили вещи, где только можно и спать. За окном 2:15, светает. Дома начало восьмого, рабочий день…
2 августа (день 15) день 0 Полярный Урал, жди!
Будильник на полвосьмого, но встали только в восемь десять. Умылись, бегом в магазин за завтраком: поужинать то мы не успели. Заодно раскидали раскладку, проверили, что нужно докупить и пошли.
Закупили почти всё; поели оладушки с сыром, крабовым салатом и джемом. Запили кофе с натуральным молоком и творогом. Закусили яблоком. Кайф!
Пошли паковать еду на Пай-ёр и закладку на На́родную. Вышло опять много. Запаковали часть. Пошли отправлять пакрафты.
Попали под ливень, но дошли до СДЭКа. Паки отправили без проблем, а вот рог не взяли – нельзя такое отправить. Значит, будем прятать.
Отзвонились в Югыд-ва, сказали что мы вышли с маршрута, спросили про На́родную. Нас отправили найти контакты базы «Желанная». Позвонили туда, заброска есть 6 августа в 6:30 утра от вокзала. Вроде, должны успеть.
Докупили рефтамид и сухое горючее, взяли выпечку на обед, вызвали такси и уехали на вокзал.
Позвонила Аркадию, который нас заселял, сообщить, что мы выехали. Он в свою очередь очень интересовался, как мы узнали про сплав и что тут есть сплавные реки. Рассказала про турклуб, который здесь водит. Отправила ссылку. Может, его заинтересует, и он тоже окунётся в мир туризма.
В общем, поезд в 13:52, на Елецкой будем 3 августа в 3:34 утра. А что, солнце высоко, а нам идти до заката, который тут не случается.
Прогноз погоды на наши дни благоприятный. Скоро увидим.
Благодарности:
Чегодаеву Олегу за идею.
Булдакову Мишане за мечту.
Энгель Ольге (Нижний Тагил, клуб «Азимут») и Плешкову Антону (Пермь) за предоставленные пакрафты.
Агафонову Денису (Ухта) за помощь в присмотре за нашей раскладкой на дальнейшее два похода. Рада была увидеться!
Группе из восьми пенсионеров-волонтёров под руководством Лобачёва Сергея из Челябинской области за тёплый приём на Озёрной.
Ребятам лодка+пакрафт и две надувных байдарки за советы и просто общение.
Егерям на КПП Усть-Щугор за чай и печенье, которые оказались весьма кстати. Особенно крепкий чай!
Группе из Подмосковья (которым ни Печору) за дружелюбие и помощь с катером.
Экипажу катера «Николай Герасимов», которые нас дождались.
Девушкам из нацпарка Югыд-ва. Единственное, расстояния на карте зачастую не совпадают с реальностью. И не все стоянки (стоянка у Верхних ворот) обозначены с нужной стороны. Ну и про огневые работы на КПП Верхний Щугор тоже можно было сказать, чтобы мы морально готовились не к 12, а к 20 километрам бурлачества. Ну это так. А в целом спасибо)
Светлане и Аркадию (хостел «Welcome») за радушный приём и расположение! Удобное место и круглосуточный сервис.