г. Ослянка - 2019/05/15

размещено в: Ослянка | 0

Описание восхождения:
15 мая 2019 г. Константин Чучаев и Максим Синицкий совершили в рамках проекта Корона Урала восхождение на главную вершину Среднего Урала — гору Ослянка 1119 м.

Забрасывались со стороны Средней Усьвы с Александром. Попали в самую распутицу со всеми прелестями в виде рыхлого снега по пояс, разлившимися на весь лес реками и проснувшимися медведями.

В Чусовом Александр встретил нас и отвез к началу маршрута. Сперва идем по просекам, снега по щиколотку, начинаются лесоразработки. Сворачиваем на кварталку, отмеченной красной киперкой. Начинается жесть, но пока несильная — месиво в перемешку с рыхлостью. Первый медвежий след. А не спеть ли нам песню?)

Киперка ведет дальше в лес, и вот наконец начинается то, чего мы так долго ждали. Просека, полностью залитая водой и покрытая сверху снегом. Я-то в ОЗК ее еле прохожу, рискуя с каждым шагом зачерпнуть воды, а вот Максиму в одних ботинках приходится совсем не сладко.

Просека сходит на нет, а снега естественно становится больше, уже по пояс, как и обещали. Идем по снегоходному следу, который вполне прилично нас держит, проваливаемся нечасто.

Подходим к первому сильно разлившемуся рукаву реки Перша и почти сразу же находим удобное место для брода. Мне удается пройти не снимая ОЗК, Макс же стоически, стиснув зубы, прошёл в ботинках, не переобуваясь в бродовую обувь. Все равно ботинки внутри уже давно мокрые.

Но вот второй рукав Перши оказался непреодолим сходу. Бурный мутный поток был глубиной явно выше пояса, все подходы были также залиты водой. Казалось, что река разлилась на пол-леса. Макс нашел сухое место под елкой, начал выжимать носки и согревать ледяные ноги, я же пошёл на разведку.

Прошелся сперва выше по течению, но ситуация всюду была такая же удручающая. Воды везде выше пояса. Ниже по течению лежало поваленное бревно, однако же поток воды переливался через него см на 6, переходить было довольно опасно. Дело было к вечеру, поэтому решили не геройствовать, а ставить лагерь прямо здесь, тем более что сухое место уже найдено. Причем, это было единственное сухое место на этом берегу реки, и не факт, что мы могли бы найти такое же на противоположном. Плюс ко всему температура уже была близка к нулю, и уровень воды к утру должен был упасть.

Срубили нависающие ветви и поставили палатку прямо под елкой. Костер развели на влажной почве, вокруг все хлюпало. Приготовили ужин и за чаем с тревогой наблюдали как вода в глубокой луже прямо под палаткой стремительно прибывает. Морально приготовились к тому, что проснемся в воде.

Но открыв палатку, первое что увидели — наледь на луже и сильно опустившуюся, см на 4, воду. Ночью был сильный заморозок, вот и отлично. Легко перешли реку по практически сухому бревну, перепрыгнули третий рукав и взяли прямой курс на Ослянку.

Первое, что встретилось нам после брода — это огромные следы матерого медведища всего метрах в пятиста от лагеря. И сложно было с уверенностью сказать когда он здесь прошел — вчера или час назад. Мииииша!!! Мы идём!

Болота, которых мы опасались, оказались вполне проходимыми, снег на широком открытом пространстве уже весь растаял, и средь пожухлой прошлогодней травы вперед вела хорошо читаемая тропа, выделенная бегущей талой водой.

В лесу продолжили идти по снегоходному следу, который после ночных заморозков держал просто превосходно. В какой-то момент потеряли из виду киперку, но вернувшись назад, снова ее обнаружили. Оказалось, что она раздваивалась и на левом направлении метров через 200 обрывалась.

Вышли на открытую поляну, сделали первый привал. И пожалуй только сейчас осознали насколько же нам повезло. Стоит настолько чудесная погода, повсюду цветут ветреницы и подснежники, вершина открыта. Просто сказка!

Киперка почему-то уводила в заросли ивняка, которые мы конечно же обошли по краю. У подножия горы Одинокая вышли на дорогу и прошли по ней еще несколько км, огибая южный склон Ослянки. По дороге ходят не только туристы, но, судя по следам еще и медвежата. Вот это уже совсем не смешно… Перешли в разговорах между собой на крик.

Александр упоминал про марафон, проводимый по дороге от Средней Усьвы, и мы почему-то решили, что забег был на вершину Ослянки, и что киперка ведет именно туда. Но когда дорога повернула совсем к югу от горы, мы зашли в лес и начали плавный подъем.

Меня снег держал очень хорошо, образовавшийся за ночь наст еще не подтаял. Но вот Макс шел по моим следам и проваливался очень часто, сказывался большой рост, и как следствие вес, постоянно слышал сзади его ругань.

Выходя на маршрут, опасались, что курумный склон будет покрыт рыхлым снегом, что небезопасно. Но снег со склонов сошёл уже полностью. Набрали воды и по среднему куруму начали подъем. Но сразу же столкнулись с непреодолимым препятствием — сладкой прошлогодней брусникой, покрывавшей практически весь склон.

Поднялись на южную вершину Ослянки, отмеченную двумя крестами, и долго любовались видами пармы, а также казавшейся отсюда крохотной горой Одинокая. На юго-западе небо хмурилось, периодически казалось, что на залитом солнцем пространстве встает стена дождя.

Но это еще не наша вершина. Спустились по снежнику на предвершинное плато и направились к главной — центральной вершине. Снова легкий подъем по курумнику, и мы на очередном плато. Находим наиболее возвышающийся валунный участок со сложенным туром и понимаем, что цель достигнута. Мы на вершине Среднего Урала! Для меня это уже четвертая вершина проекта Корона Урала. Для Максима — третья.

Уходить не хотелось совершенно. Неторопливо пообедали, немного прибрались, собрав железные банки. И пошли на спуск. За время нашего восхождения снег заметно подтаял, но идти по своим следам все же легко и приятно.

Но стоило нам выйти в лес как приподнятое настроение сменило чувство тревоги. Лес был весь в воде. Как и болото. Как же мы будем переходить Першу? С тяжелым сердцем подошли к реке и обнаружили, что вода хоть и поднялась, но ненамного, так что перешли по бревно без всяких проблем.

В запасе оставалось еще 3 дня, можно было например зависнуть еще на денек у реки, надрезать березку, и весь день потягивать сок, упиваясь сладким чувством обычного подвига.

Срезонировала бы погода — однозначно именно так бы и поступили. Но уже с утра начал накрапывать многообещающий дождик, поэтому без лишней канители собрались и вышли. Еще когда нас только забрасывали, проезжали какие-то сарайчики, построенные в прошлом году для марафона. Решили там заночевать, и радостно потопали в обратный путь. Прошли спокойно раскисшую гадость, но на основную дорогу вышли уже под ливнем.

Обостренное дождем воображение уже рисовало утепленные дома, где можно растопить печь и просушить вещи. Но нас естественно ожидал просто сарай с протекающей крышей. Конечно, можно было поставить палатку и там, на деревянных нарах, где меньше капает. Переждать день, два. Но зачем?

Нас ждут в поселке только через 3 дня. Макс рвется идти до поселка сейчас. Дождь усиливается. До Средней Усьвы 18 км. А, чтоб тебя! Часа за 3,5 дойдём. Врубаю Ника Кейва, и за час делаем треть расстояния. Хорошо… Дорога ровная прямая, но абсолютно скучная, а под дождем — так и вообще идти можно только под любимую музыку.

Отдохнули в беседке у реки Бол. Язь. И тут вспоминаем, что Александр как раз сегодня должен уходить на сплав по Усьве. Еще забрасываясь, проезжали мост, откуда они должны были стартовать. Ну не будут же они вставать на воду под вечер под таким дождём… Именно в тот момент меня накрыло чувство дороги.

За поворотом нас встретили радостные крики: Костя! Макс!!! Саша с ребятами из Перми готовились утром встать на воду, и в порыве чувств нам предложили идти на сплав с ними.

Когда все разбрелись по палаткам, я спустился к берегу Усьвы, и еще долго лежал на мокрой прошлогодней траве, слушал Калинов мост и смотрел на реку. В опустившемся тумане слышалось не только течение, но и необратимость случившегося со мной пути.

Тем же утром Макс уехал на лесовозке в сторону Екатеринбурга, а я ушёл на сплав. Но это уже другая история.