г. Пайер восхождение - 2023/07/25

размещено в: Пайер | 1

Всем доброго дня!
Ходили на Пайер в июле 2023, начало маршрута на станции Полярный Урал, окончание — на Елецкой.
Ехали на пассажирском поезде, несмотря на наличие технической остановки на ст. Полярный Урал проводники ни в какую не согласились нас высаживать, т.к. это «запрещено правилами», из-за чего нам пришлось пересаживаться на пригородный поезд на ст.Елецкой и уже на нем ехать до ст. Полярный Урал. Была мысль оставить ненужные в походе, но нужные в поезде вещи на Елецкой, но камеры хранения нет (там кроме лавок вообще ничего нет)), пришлось бы тупо прятать в окрестностях станции, решили на такой риск не идти. Хотя мест для схрона найти можно предостаточно. Выйдя на Полярном Урале, первым делом направились к стеле Европа-Азия, которая находится по правую руку от жд путей метрах в 500 от станции. От стелы тропа лежала через дыру в снегозащитном заборе через реку Собь.
Маршрут был следующий:
Ст. Полярный Урал, переход до Собского озера
Собское озеро – озеро Кузь-Ты-Вис
Озеро Кузь-Ты-Вис – Степрузские озера
Степрузские озера – устье Б.Хара-Матолоу
Устье Б.Хара-Матолоу – Кемпинг
Кемпинг – междуречье Вон-Кур-Еган–Харута-Шор
Междуречье Вон-Кур-Еган – Харута-Шор – кемпинг на Харуте
Радиалка на Пай-ер (20 км.)
Кемпинг на Харуте – Кемпинг у слияния рек
Кемпинг у слияния рек – Елецкий.
Надо отметить, что кемпинг на этой части Полярного Урала — понятие условное, это лишь место на карте, а в натуре — в лучшем случае костровище.
Весь маршрут описывать смысла нет, т.к. получится эпопея, обильно перемежаемая междометиями и восхвалениями, поэтому отмечу лишь моменты, на которые стоит обратить внимание и учесть при планировании маршрута.
Вода на маршруте в изобилии, нам на двоих хватило 2-х пластиковых полторашек.
Дороги есть только на протяжении оценочно 30% от всей протяженности маршрута. Так что рассчитывайте на преодоление курума, тундры, мха, болот, рек и ручьев, а также самого неудобного для передвижения туриста покрытия — ерника. Ерник нужно избегать любыми способами, пусть даже крюк сделать. Меня до сих пор колбасит только от его вида.
Болотистые участки настолько обширны, что нет смысла брать сапоги, для того чтоб в них преодолевать сырые участки — мы шли в треккинговых кроссовках, которые в конце маршрута уже перестали переодевать при преодолении рек. Мембранные носки таких похождений не выдержали и промокли насквозь (может, мы взяли некачественные). Я надевал также неопреновые носки, в них хоть и сырые ноги, но тепло.
Каких то непреодолимых скал на маршруте нет. Трудным для нас как не альпинистов и боящихся высоты людей стал подъем на Пайер, но в принципе все трудные участки легко обходятся, и подняться на Пайер реально даже таким непрофессионалам как мы. Хоть и страшно выглядит.
Связи на всем протяжении маршрута нет, очагов цивилизации тоже, людей мы не встретили за все 10 дней, так что надо быть аккуратным в передвижениях, чтоб не получить травм.
Из зверья встретили только двух заблудших северных оленей, следов мишки и его самого не видели, хотя может это было обусловлено тем, что в ернике и траве мы усиленно переговаривались. На всякий случай брал с собой 2 фальш-файера и 1 спрей антимедвежий.
Дров на всем протяжении маршрута нет (ерник на в счет, сухого ерника я не видел) — берите газа с запасом, пилу не берите (я взял, протащил 155 км ни разу не использовав)
Одолела мошка и комары — берите обязательно накомарник и одежду, которую не смогут прокусить комары. И репеллент, пусть он и добавит вам веса.
Магазин в формате киоска «all-inclused» находится на ст. Елецкой, на Полярном Урале магазина нет. Магазин работает по гибкому графику — когда придет продавец, ориентироваться надо на примерно с 11-00 до 18-30.
ЖД касса работает тоже по графику, когда придете на Елецкую и захотите сесть в пассажирский поезд при неработающей кассе, то для этого надо найти штабной вагон, в нем найти начальника поезда, и у него купить билеты. Это рутинная операция, проблем тут никаких нет. Вроде даже по безналу можно оплатить, но в нашем случае терминал был «увезен другим поездом», и нам пришлось платить налом.
Регулярно шли дождики, хоть и не затяжные — учитывайте при выборе одежды.
Палатку на Б.Хараматолоу поставили метрах в 7 от реки, ночью вода из-за дождя быстро прибыла, с утра оказалось, что нас чуть не подтопило. Ставьте палатки подальше/повыше от рек.
При ночевке на Степрузских озерах разразилась сильнейшая гроза, и т.к. палатка была поставлена ниже уровня гор, то ни одна молния в нас не попала. Но лежать в палатке в грозу, вспоминать школьные уроки прикладной физики и оценивать шансы попадания молнии не очень то позитивно (хоть и волнующе), поэтому не ставьте палатку на высоких местах. Дожди очень быстро начинаются. С другой стороны, маршрут и не предполагает ночевок на открытых возвышенностях.
Реки все легко переходятся в это время. Течение, особенно на Харуте, сильное, но не опасно. Есть хитрость при переходе Ельца — его надо переходить по косе между двумя островами, в других местах глубина не позволит этого сделать.
Несколько раз приходилось пересекать ручьи/реки, укрытые снежником, тут надо опасаться чтоб снежник не обвалился под вами, особенно если он основательно подтаял и истончился, а вы плюс ваш рюкзак тяжелы.
Мы прошли маршрут за 10 дней, пробег составил 155 км. — это пробег рюкзака, в котором лежал навигатор, т.е. без учета перемещений на стоянках, походов за водой, мини-радиалок и т.п. Обратный билет из Лабытнанги был куплен через 12 дней, т.е. 2 дня я закладывал как резервные. Т.к. эти 2 дня нам на маршруте не понадобились, мы их провели в Лабытнангах и Салехарде. В Лабытнангах бронировали гостиницу с учетом плавающей даты заезда, администратор согласился без проблем. В Лабытнангах можно сходить в городской краеведческий музей, где работники охотно вам расскажут про историю города и стройки 501. В Салехарде можно посетить музей Шемановского, напротив него рынок продуктов севера, ну и рестораны с северными яствами. Мы еще посещали парк Победы, мемориал строителям 501 стройки, остатки жд пути 501 стройки, стелу 66 параллель.
В заключение — маршрут очень понравился. Прежде всего своей дикостью, нетронутой природой (хромитовый рудник близ реки Макар-Рузь не в счет). Так что если пойдете, не портите природу и не мусорьте)
Дата восхождения:
2023-07-25
Регион восхождения:
г. Пайер

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *