г. Тельпосиз - 2019/06/21

размещено в: Тельпосиз | 0

Свой маршрут , на самую высокую гору Северного Урала — Тельпос- Из(1617м), мы начали из города Екатеринбург 14 июня. В нем мы собрались из разных мест нашей необъятной страны ( хоть все участники похода и были родом из Башкирии, время всех раскидало по стране).
На гору решили идти по маршруту, пройденным ранее, Олегом Чегодаевым .
Город Вуктыл- перевал Пеленер- гора Пеленер- река Подчерем- гора Мирон-Вань-Нер — гора Хораиз- гора Хальмерсале- гора Янытутнер- гора Тельпос-Из и обратно.

На поезде добрались из Екатеринбурга до Ухты с пересадкой в Кирове. В Ухте мы были 16 июня в 16 часов дня. Из Ухты до Вуктыла на рейсовом автобусе ( автобус ходит три раза в день , туда и обратно) , прибыли в Вуткыл в 23 часа по местному времени( время кстати московское). Дальше заброска на УАЗке ( буханка) до перевала Пеленер. В 17 часов 17 июня мы были уже на перевале.
Вот тут то и началось самое интересное…
Как только мы вышли из «буханки» , сразу поняли , что мы оказались не в том месте , не в то время ((( , но как выяснилось позже
#наши_цели_непокалебимы.

На самом перевале нас сразу же накрыл сильный, шквалистый ветер со снегом . Но он не испугал нас , как всем известно, в горах погода меняется каждый час, и мы с надеждой выдвинулись вперед к нашей цели , горе Тельпос-Из .
Подъем к горе Пеленер от перевала не представляет никакой сложности. Так же как и спуск с нее к реке Подчерем. Но вот река, в середине июня ( еще в Вуктуле нас предупредили что в этом году весна поздняя ) доставила нам немного неприятностей. К тому что она холодная мы были готовы, но вот что она глубокая, уровень чуть выше пояса статистического человека, нас не обрадовало ни разу, да еще и течение в реке как у полноценной горной речки. Мы понимали , если на Пеленере лежит снег, а дальше выше и севернее, значит там однозначно он еще не растаял. Но бродить реку мы решили на утро , что б не ложиться спать мокрыми. Прошли в первый день около 9 км.
На утро 18 июня , позавтракали, собрались, и выдвинулись вперед . Перешли в брод Подчерем, вылезли на плато горы Мирон-вань-нер . Ветер не прекращается , а только усиливается. На пути больших перепадов высот вроде не наблюдается. Решаем пройти 21 км, и встать за скалками, что б хотя б ночевка была относительно «спокойная «. Проблем с водой нет, как вы уже поняли из-за снега (считаю это большой плюс).
19 июня. Утро. Небо чистое. Ветер словно легкий бриз. Снимаем лагерь и выдвигаемся дальше. Этот переход в 23 км самый приятный за первые дни похода. Но когда мы почти подошли к горе Хораиз, поднялся такой сильный ветер, что когда остаешься на одной ноге что б сделать шаг, ветер сбивает с ног. Были неоднократные падения. Что удивительно, при таком сильном ветре , облака почти стояли на месте. Прошли 23 км до горы Хораиз , и по счастливой случайности опять находим скалы, за которыми ветер чуть меньше чем на плато.
20 июня. Утро. Как будто мы в другом мире. Видимость нулевая. Сильный жгучий ветер . Мокрый снег с дождем. Выходить из палатки совсем не хочется. Но деваться некуда. Есть цель, есть желание, а это сильнее любых желаний появляться в палатке. Быстро завтракаем и выдвигаемся дальше. Пройдя км 5-6 , район горы Хальмерсале, погода как-будто травит нас. Распогодилось. Нам показалась во всей своей красе и величии гора Тельпос-Из.

О, да! Ради такого стоит терпеть много…

Все приободрились, подняли чуть опушенные головы и пошли дальше к цели. Когда почти дошли до горы Янытутнер, вспомнили что Олег Чегодаев, летом , спускался по крутому мелкому сыпучему курумнику. Пройдя Янытутнер, было принято решение уйти налево , спуститься чуть раньше трека , так как этот курумник со снегом — дело не из приятных.
Спустились в долину реки Тельпосью. Прошли еще км 4 и встали на стоянку. За день прошли около 19-20 км. С этого места открылся перевал к Южному Леднику , сразу за которым манила к себе гора. Тельпос-из в прямой видимости. До вершине заветной цели чуть больше 4 км.
21 июня. Погода как всегда желает лучшего. Сильный ветер, но вершина пока что видна. Начинаем подъем по долине реки Тельпосью. Ветер усиливаются. Снова снег. Вершину затягивает. Снег слепит. Полынью реки Тельпосью не видно. Из-за этого я проваливаюсь под снег по грудь, понимаю на руках, благо воды не достал, не промок. Аккуратно обходим Тельпосью выше русла, и вот мы на перевале. Но вот неудача (((… Здесь еще зима(((… озеро , а соответственно и Южный Ледник еще под снегом… Переводим дух. Начинаем подъем к заветной цели. И вот опять трудности… Снег на склонах горы Тельпос-из слишком жесткий , а Мы в летних трекинговых ботинках… Хорошо что в трекинговых , а не в кроссовках. Трекинговыми ботинками начинаем рубить себе ступеньки на склонах горы. Как в одной очень известной песне » мы рубим ступени, ни шагу назад», и действительно , пройдя 300 метров по склону, у нас обратного пути уже не было… Оборачиваешься назад, и ты видишь только человека что идет за тобой и 10 метров простора, а дальше… Дальше туман и пелена. Так и поднимались. 1 км пути с набором высоты в 500 метров шли примерно 4-5 часов.
Ну вот и ОНА!!!
О, да!!!
Эмоции зашкаливает.
Вершина покорен! Тельпос-из!!!
Это самые трудные 4 часа похода, но оно стоило того. Высота 1617 над уровнем моря, самая высокая гора северного Урала. Лето. Июнь. И нет комаров и мошки))))
Эмоции постепенно отпускают и приходит осознание того что обратно тем же путем верная гибель. Принимаем решение спускаться дальше на Север к реке Щугор. В обход горы Тельпос-из на восток , по долине реки Няртсюю. Это было самым верным и правильным решением. Пускай мы намотали лишним 10 -12 км , хоть все живы ))). Вернулись в лагерь. Поужинала. Легли спать с надеждой ,что утром все растянет и будет вторая попытка покорить Тельпос-из. Но увы , погода в середине- конце июня здесь очень капризная. Сделав несколько снимков перевала и затянутой горы , снимаем лагерь и выдвигаемся обратно .
На обратном пути снега стало значительно меньше. Северный Урал пару раз наградил нас за терпение и упорство просто коварнейшими закат-восходами ( промежуток между закатом и расходом менее 2 часов). Мы останавливались и замирали от этой красоты и величия. В это время , горы словно горят . Они просто полыхают яркими, насыщенными цветами.
Ветер все так же не прекращался. Иногда пытаясь даже сбить с ног снова.
Гору Янытутнер ,на обратном пути , обошли по долине реки Тельпосью еще ниже по течению. И тем самым подъем был легким, безопасным, и без мелкого сыпучего курумника.

На плато , около горы Хораиз, по классике жанра опять сильнейший ветер , туман и снег с дождем. Пришлось даже палатку ставить что б переждать непогоду. За то потом самый мощный и красивый закат-восход за весь поход.
Подчерем чуть- чуть помельче стал , сантиметров на 10 вода упала .
Диких зверей не видели. Только свежие следы их.
Из преимуществ похода в это время:
Не паришься на счет воды
Если удается увидеть закат-рассвет то он чистый (без дымки)
Нет комаров и мошки
Очень очень длинный день ( полярный день потому что)
За 9 дней похода ни одного дикого зверя
Из недостатков:
Сложный подъем на Тельпос-из
Южный Ледник еще под снегом( не открылся)
Холодные ночевки
Снег с дождем
Ходите в горы! Любите горы!