г. Народная - 2023/07/05

размещено в: Народная | 0

Путешествие на гору народная началось из моего родного города Сызрань. Я на личном транспорте поехал к моему другу Юрию Сметанину в Нижний новгород, дальше мы путешествовали уже вдвоём, В Нижнем мы сели на поезд и доехали до города Инта с пересадкой в в посёлке Котлас. Дальше мы ехали на бортовом Урале, водитель — Нефедов Сергей, 89125549778. Неожиданно эта часть путешествия оказалась очень богатой на впечатления. Мы переправлялись через реку Кожим. Урал пёр в брод, вода была выше уровня пола в фургоне, попадала во внутрь, и была уже горячей, т.к. выхлопная труба тоже была под водой, вода очень мощно барботировала выхлопными газами и нагрелась. Поток воды тоже был очень сильным, от потоков воды машина кренилась, из окна был виден пар от испаряемой трубой воды. Всё в купе получили приличную такую встряску нервной системе. После переправы на заброске ничего впечатляющего уже не было. Мы доехали до базы Желанное и началась пешая часть.
От базы Желанное в первый день мы поднялись выше озера Малые Балбанты и поставили наш первый лагерь около указателя установленного нац. парком. По дороге пришлось переправляться через множество неглубоких ручьёв, и несколько достаточно приличных — выше колен. Так-же позади осталось стойбище оленеводов и небольшое оленье стадо. Олени это очень пугливые создания, и начали при нашем приближении заметно волноваться. Пришлось обойти стадо по приличной дуге. Но всё-же удалось пообщаться с оленеводами, мы прошли вдоль их лагеря с небольшим ограждением. Оленеводы оказались довольно приятными приветливыми людьми, говорящими на чистом русском. В это время в лагере находились молодые мужчина, женщина и несколько детей. Мы перекинулись несколькими ничего не не значащими фразами, и на прощанье они нам пожелали хорошей дороги. Утром мимо нас перегоняли другую, бОльшую часть оленьего стада. Естественно мы начали фотографировать оленей, а пастух тогда устроил нам настоящее шоу, он перегнал свои нарты таким образом, что стадо поперло прямо на нас. От нас олени шарахались в разные стороны, чем ближе подходило к нам стадо, тем больше было движухи и паники среди оленей и работы у пастушьих собак, собаки пытались согнать оленей назад в кучу, олени убегали от собак, меняли траекторию огромными прыжками, проносились мимо нас в полёте, и было видно какие это красивые, грациозные животные. Спасибо за это незабываемое шоу пастуху. Дальнейший наш путь лежал до озера Бублик, на берегу которого мы поставили второй лагерь. В этот день, во время переправы через реку Балбанью, мы познакомились с двумя туристами, Димой и Леной из г. Усинск. Лена удивила нас своими позитивом и жизнерадостностью, своей улыбкой и доброжелательностью она сразу создала дружескую атмосферу в нашем общем коллективе. Дима удивил выносливостью и рассудительность, он тащил огромный рюкзак, там находились большое количество различных вещей, в том числе надувная лодка, водная снаряга и небольшой квадрокоптер, с помощью которого было сделано множество красивых фото. Со слов Димы на выходе рюкзак весил около 50 кг, при этом Дима не видел ничего сверхъестественного в перемещении такого груза, и всегда спокойно и логично объяснял как он с таким грузом всё преодолеет.
На третий день мы встали по будильнику, позавтракали, стали не спешно собираться, но тут пришли Дима с Леной, которые поставили лагерь немного ниже, не доходя озера, и уже выдвинулись на штурм Народной. Мы решили оперативно закончить сборы и присоединится. Погода благоприятствовала, было очень солнечно, дул лёгкий ветерок. Шли сначала по снежнику, потом по куруму. Трапа была по всему пути помечена цветными маркерами и каменными турами. На некоторых участках была хорошо видна протоптанная тропка. Крутые подъёмы отсутствовали. Был долгий, нудный, затяжной подъём. Чем выше поднимались, тем больший горизонт открывался нашему взору, а с ним становились видны новые горы. Пейзаж захватывал своим масштабом и грандиозностью, и когда мы поднялись на вершину, то было сделано уже множество удивительных фото. На вершине нас догнала молодежь из городов Инта, Усинск и Печора. У них в районе перевала Валдик было что-то вроде фестиваля с гитарами и песнями, но сопряженного с восхождениями. На обратном пути нам постоянно встречались молодые парни и девушки с легкими штурмовыми рюкзачками, которые то-же поднимались на Народную. Точное количество восхожденцев сказать не могу, но думаю их было около 50 человек, а может и больше, но часть повернулась в лагерь с пол дороги. Обратный маршрут мы немного изменили, и спускались уже не по тропе, а вдоль восточного склона. Такой маршрут позволил нам заглянуть за перевал Кар-Кар и сфотографировать озеро Бублик с верху. На маршруте мы не чувствовали усталости, но когда вернулись в лагерь и поужинали, то сон сморил нас. Вечером Дима и Лена перенесли свою палатку ближе к нашей.
Утром следующего дня Дима и Лена вышли на маршрут раньше нас с Юрой. Но из за большого веса Диме пришлось тащить груз в 2 перехода, и перевал мы миновали раньше. Спуск оказался затяжным, сразу после водораздела начинался крутой спуск по курумнику, потом была 2-х километровая полка, на середине которой внезапно налетел ветер. Ставить палатку мы не рискнули, т. к. порывом её могло унести, и под дождём пришлось прятаться под тентом от палатки, который мы держали руками, натянув на поставленные вертикально рюкзаки. А от ветра мы спрятались в тени большого камня, где мы находились более часа. Но вот дождь закончился, в переди оказался довольно крутой спуск, а за ним нас ждала прерывающаяся, неуверенная тропа, которая вела до крутого спуска второй части перевала. На спуске мы встретили ещё двух туристов из лагеря у Валдика. Парень и девушка. Шли они очень бодро. Возвращались от Манараги. Они так же воспользовались хорошей погодой и смогли подняться на Манарагу. Ниже лагеря мы нашли небольшую хорошо вытоптанную стояночку, с хорошей тропой к ручейку. Тут мы пообедали, и угостили чаем еще двух восхожденцев с Манараги. Это были просто терминаторы, а не пацаны, двигались они со скоростью медленно бегущего человека, было видно, что они сильно вспотели, но не сказать, что сильно устали. Парни выпили чаю, оперативненько продолжили свой путь, а мы свой. Через три километра мы встали на лагерем на ночь. Это была первая ночевка с комариками, число которых дальше только прибывало. На утро около палатки мы обнаружили вальяжно прогуливающуюся куропатку. Птичка оказалась не пуганной, подпускала к себе на расстояние 1 метр, а если имитировать её же кудахтанье, то кажется, что можно было и рукой дотянуться. В этот день мы дошли до подножья Манараги. Но в течении дня погода становилась всё хуже и хуже, несколько раз шел дождь, в воздухе была сырость и мелкая мокрая взвесь. Вечером туман закрыл не только вершину Манарагу, но подножие. На утро не развеялось. Наоборот, видимость ухудшилась, не возможно было угадать даже силуэт горы. Прождали ещё до обеда, и решили дальше сплавляться. Накачали пак-рафты, спустили на воду, но тут нас догнали Дима с Леной и мы решили дальше плыть вместе. Часа через 1,5 уже выдвинулись дальше на 4 лодках — Black Pike Classic, Black Pike Печенег, Timetrial Варвар-Гигант, Timetrial Варвар-Лайт, прошли в этот день 5 км по реке Манарага, но это был один сплошной порог 2-3 категории сложности. Дима на Гиганте 1 раз кильнулся, без последствий. Сказались большой вес и большие габариты лодки, было видно как много усилий приходится прикладывать для маневрирования. Остальные шли на менее габаритных лодках, и прошли без проблем. Но вот потом проблемы начались. На устье Манараги образовался небольшой остров, на котором мы увидели удобное место зачалиться. Выйти на остров оказалось легче чем уйти с него. На нужно было на левый берег Косью, но поток воды был на столько силен, что сбивал с ного, если зайти в воду по колено. Переправлялись с помощью спасконца, привязав его за валун и дерево на берегу. Примерно на расстоянии 1 км от устья Манараги находился одноимённый приют. В этом приюте мы заночевали, и провели ещё сутки. Приют супер классный!!! Очень уютный, в приюте постоянно проживают 2 смотрителя, в этот раз там были Саня и Веня. Пацаны — огонь! Натопили баньку, вечером турнир по игре в дурака, отличные собеседники. Короче настоятельно рекомендую этот приют. Когда мы уезжали, парни нам сняли видео прохождения порога Труба, с двух точек, с берега и со скалы.
Стартовали мы от приюта Манарага не шатко, не валко. Вышли на маршрут только в 12:00, но к 18:00 прошли 45 км и вышли к стоянке Индысей. Косью приятно удивила, сначала порог Труба — быстро, бодро, мощно! А потом ещё 10 км сплошного порога! 2-3 к.с. Через 10 км стали появляться плёсы. А к концу дня река стала спокойной, но скорость не потеряла. Тут нас ждал приличный приют, это домик с буржуйкой, баня, мангальная зона. Сразу как пришли в дом — очень круто затопили буржуйку, настолько сильно, что комарики все пропали из домика, и появились только к утру, времени выспаться хватило, покусывать начали только после восьми. Выспались, позавтракали и вышли на маршрут в 10:00. На следующий день мы прошли 44 км. Река была быстра, но пороги и перекаты были редки. Зато было полно каменных кос и отмелей на берегу, на которых было удобно обедать. А вот на берег к деревьям подходить чревато, много комаров и слепней. Изредка появлялась мошкА. Вечером нас ждала стоянка с одним бооольшим минусом — какие то выносливые люди вынесли со стоянки и колун, и топор. Дом затопить хватило маленьких напиленных чурбачков, а баню топили валежником и топляком. Но баня получилась шикарная. И находилась она близко к воде, так что ныряли из парной в реку. С комариками тоже плохо всё было. Их было выше колен и ниже пояса. Но мы были хитрее, мы спали в домике — в палатке! Выспались. В последний день прошли 35 км. Вышли пораньше, и у моста близь станции Косью были в 14:30. Было очень жарко и много слепней. Удалось все просушить, и сложить рюкзаки.
А дальше нас ждала тропинка 1,5 км до ж.д. станции Косью и поезд Косью — Н.Новгород. Из Нижнего до Сызрани я уже один добрался на своей машине, на этом закончилось путешествие.