поход на гору Тельпосиз - 2019/07/27

размещено в: Тельпосиз | 0

Поход начался из г.Ухта. В Ухте я с Юрием Сметаниным снимал квартиру, отсыпались и отъедались после восхождения на Пайёр. 21 июля к нам приехали Максим Литвиненко с Ириной Тавойкиной из Тольятти и Александр Гаев из Екатеринбурга. Следующей точкой нашего похода был г. Вуктыл. Мы их ждали, наготовили к обеду супчика куриного с сыром. Пока обедали было принято решение часть вещей в город Вуктыл отвезти на личном автомобиле Юрия, я так же запланировал ехать с Юрием. А Александр, Максим и Ирина планировали ехать на автобусе. После обеда Юрий забросил ребят на вокзал, вернулся за вещами, собрались и поехали. От Ухты до Вуктыла порядка 200 км. Первая треть дороги, до поселка Нижний Одес, вполне приемлемая, и мчались мы довольно бодро. Но за посёлком качество дорожного покрытия резко ухудшилось, и мы поняли, что можем не успеть на последний паром через реку Печера. Пришлось гнать не смотря на отвратительное качество дороги, и примерно на половине пути, на очередной дорожной кочке, а скорее на небольшом асфальтированном бархане, оторвало наш багаж, размещённый на крыше автомобиля. Часть багажа осталась висеть на крыше, а пластиковый Юрин каяк и часть багажника улетели в придорожные кусты. Вещей было чрезмерно много, разместить все в салоне оказалось не возможным, а проезжающий транспорт не останавливался на пустой безлюдной лесной дороге. Пришлось закрепить ремнями каяк на крыше без багажника. А вещи напихать в салон, я ехал на переднем сиденье, на коленях у меня лежали сумки и баулы, некоторые упирались в стекло. Но на паром мы все-же успели, оказалась, что на летний период время работы увеличили на 1 час, и добавили несколько рейсов. За переправой дорога была выложена аэродромными плитам, по этому скорость была небольшая, но добрались без приключений. На ночлег остановились в гостинице «Вуктыл», расположенной в здании общежития «Локомотив». Странно, железной дороги нет, а гостиница называется «Локомотив». В гостинице оказалось старое совковое «убранство», и общие санузел и кухня. Впрочем, мы народ не претязательный, а совместное приготовление пищи, помог мне наладить контакт с незнакомыми, вновь прибывшими людьми. Потом был удивительный ужин, украшенный прекрасными местными напитками. В итоге вечер получился очень приятным. Максим оказался отличным гитаристом, по счастью наши музыкальные вкусы совпали и мы под гитару пели любимые песни.
А на утро 22 июня мы проснулись уже крепкой спаянной и споянной командой. Утром мы были должны на отправится в нац. парк «Югыд Ва» (перевод с коми — светлая вода) к верховьям реки Щугер. Отъезд был назначен на 8:00, забрать нас должен был Урал военного образца с будкой для людей. Но машина не приехала не в 8, не в 9, не в 10, и даже не в 11. Ближе у 12 мы пошли купили перекус, и только приблизительно в 12:30 транспорт прибыл. Еще 30 минут ушло на экспресс погрузку снаряги, и в 13:00 мы выехали.
В дороге выяснялась одна любопытная деталь, оказалось что у нас одна двухместная палатка на 5-рых, т.к. Александр забыл свою палатку в поезде. Об этой новости он вспомнил и поделился со мной уже
по дороге в нац. парк, в самом конце. А Юрий в это время сидел впереди меня, спиной ко мне, он услышал эту новость, хоть она ему и не предназначалась, и Я ВИДЕЛ и ЗАПОМНИЛ НА ВСЮ ЖИЗНЬ как у него шевелились уши. Потом Александр предложил сказать об этом Юрию. А Юра не поворачивая головы сказал «да я уж знаю». Но как я уже говорил, что «банда» у нас крепкая и имелся тент 4х4. Было решено использовать тент в качестве палатки. Как в дальнейшем выяснилось — вполне состоятельная идея. Тент натягивали на небольшой высоте, края тента прижимали брёвнами. А с торца импровизированной палатки вход закрывали можжевельником. Запах можжевельника отпугивает комаров, и если в палатке перед сном сжечь кусочек спирали от комаров, то можно нормально спать. Но всё же была одна ночь, когда либо можжевельника было мало, либо комары оказались неправильные, но спать нам в эту ночь не удалось. Но при всём ранее сказанном можно смело заявлять — мы жили две недели без палатки.
На Урале нас забросили в КПП «Верхний Щугор», а дальше у нас должна была начаться водная часть похода — сплав на 2-х байдарках и каяке. Но стартовать в этот день мы не смогли из-за позднего выезда на Урале из г. Вуктыл. По приезду время хватило только на то, что-бы собрать байдарки. Ночевали мы в деревянной бане на берегу реки Щугор. Река пугала своим буйным нравом. Во время нашего приезда начался буйный паводок, по реке гуляли метровые волны, плыли деревья. Я честно паниковал, да и остальные мои спутники удивлялись — по чему мы не на катамаранах? Но такая высокая вода, это редкость в этих местах., и предугадать такое было не возможно.
На утро 23 июня вода немного спала, и мы на конец то вышли на маршрут, а вечером 24 июня мы уже были на порогах. Было решено пороги не обносить, мы прошлись по берегу, выбрали оплимальный маршрут, и пошли по водному через пороги. Юрий на каяке прошел всё давольно легко, Максим с Ириной тоже проскочили нормально, а вот я с Александром сплоховал. На пути было пару близко расположенных камней, об левый камень я планировал слегка ширкнуть, а правый совсем не задевать. Но что-то пошло не так, об левый камень я даже не задел, а вот на правый камень меня привалило бортом. Паток воды был настолько сильным, что каркас лодки начало ломать ещё до того как нас притопило. Байдарку удалось вытащить, но порядка 10-ти деталей алюминиевого каркаса было изломано. Следующие сутки мы чинили наше плавсредство с помощью запчастей и деталей изготовленных из веток и стволов деревьев. И после обеда 25 июля мы снова были на ходу. Но выяснилось, что каркас мы успешно починили, а шкура тоже была повреждена, и заклеить её мы не удосужились. Следующие 2 дня я грёб, а мой напарник черпал воду литровой кружкой, т. к. пробоина была толщиной с большой палец, и в неудобном месте, к тому же утром и вечером шел дождь, а днём не хотелось тратить время на просушку и ремонт судна. По этому передвигались в одно весло, если не отчерпывать — лодка быстро наполнялась водой. Но перед восхождением на вершину мы лодку всё-же починили.
27 июня пошли на восхождение. Идти было решено одним днём, и потратить на восхождение около 15 часов, а примерно 3 часа заложили на отдых и перекусы. Ночь перед восхождением была той самой, когда нам не удалось нормально поспать. Комары были особо находчивые, и спираль совершенно не помогала. Комары просто роились под тентом, можжевельник их совсем не останавливал, и по этому спать можно было только закутавшись в спальник, а дышать нужно было через маленькое отверстие. Впрочем это помогало не сильно и через какое то время комары начинали покусывать в лицо. Москитная сетка не спасала, так как она во сне ложилась на лицо, и комары спокойненько просовывали свои жала сквозь сетку. Поспать удалось урывками, 3-4 раза по 15 минут. На маршрут я, Юрий и Александр вышли в 5:00 совершенно разбитыми. Но прекрасная погода и живописные виды открывающиеся с горы улучшили наш настрой. Накануне, при обследовании стоянки обнаружили тропу с красными лентами-метками, уходящую вверх ручью. По этим меткам пошли вверх. Вскоре дошли до курумника, и пошли вдоль леса, но потом немного повернули и пошли вверх. Первая половина подъёма мне не показалось сколь нибудь тяжелой, после нескольких дней водного сплава ноги были отдахнувшими и уже начинали зудеть без нагрузки. Немного напрягали подвижные камни, но обошлось без трави и падений. Легким темпом дошли до перевала, тут нас и ждало первое разочарование, необходимо было спустится к подножью следующей горы, потеряв набранную ранее высоту. Изначально такого поворота мы не ожидали, и стало ясно, что за планируемые 15-18 часов уложиться не получится. После спуска с плато угол подъема очень сильно увеличился, просто идти дальше уже не удавалось, значительную часть время приходилось карабкаться с использованием рук. Последнюю четверть не привычная и не анатомичная нагрузка начинала давать о себе знать. Подъём проходил по дну глинистого кулуара по которомы мы вышли на гребень состоящий из сплошного курумника до самой вершины. Ближе к вершине начались облака и передвигаться приходилось в сплошном тумане, на вершине ноги уже болели у всех.
На вершине ничего примечательно не нашли. Насладится красотами пейзажа с высоты птичьего полёта тоже не удалось, все было закрыто густыми облаками, не успевает проплыть одно, как плывёт следующее. Нашли обломки непонятной конструкции из алюминиевых трубок и металлический флажок с надписью «ПРУ» и записку в полиэтилене с пожеланием удачи от тульской тур. группы из 20 человек за 2005 г. Удалось сделать несколько фото противоположного склона. И начали спускаться.
Спускались назад так же как и поднялись. Спуск дался тяжело. В начале был очень крутой уклон. Колени клинило, колени не разгибались, колени болели. Но крутой уклон закончился, а с ним и закончились чрезмерные нагрузки на колени. Идти стало легче, но моральный дух и физические силы постепенно таяли. Теперь подвижные курумы не казались лёгким препятствием, несколько раз спотыкались, но обошлось без травм. Когда совсем было не в моготу — останавливались на перекус. Очень здорово снял стресс анекдот про сильную, выносливой, но еебануутуюуу ворону. Последние 2 километра шли лесом, по руслу ручья. До этого леса я считал, что выражение «спал на ходу» это аллегория. Но вот в этот раз я испытал на себе, что это значит. Я дважды просыпался в движении, первый раз на пересохшем русле, когда камни ногами пинать начал. А второй раз я наткнулся на сосну. В лагерь пришли в 5:00 уже полностью истощенные, Юра, Максим с Ириной сразу же уснули. Я и Александр взялись развести костер и приготовить лёгкий перекус с чаем. Я на всю жизнь запомнил усталое лицо Александра, когда он сидя на камне, прячась в дыму костра от комаров и холода вдохновенно сказал «Паша, ты не представляешь, какой у меня выход за зону комфорта». Вот как сформулировал! А я перед этим немного покричал от возмущения — был недоволен, что меня потащили в горы. Александр конечно восхитил меня, такой сдержанности и самодисциплины я не встречал ещё. Завтрак был вскоре готов, под закусочку отметили восхождение коньячком, и завалились спать до обеда.
Проснулись разбитые, усталые, злые, но весьма довольные собой. Поели, собрались и стартовали. Вечером были уже уже на приюте Глубник. Дальше сплавились без особых приключений, но природа поражала своей красотой. Живописные берега, лёгкая тревога на перекатах, и восторг на сужении русла Верхние Ворота. Посмотреть было на что, но такого набора эмоций, как во время и после восхождения конечно больше уже повторить не удалось. 3 августа были на КПП Щугор. Тут и заночевали, а утром переплыли Печеру и после обеда погрузились в пассажирский катер «Шапкина», на котором доплыли до Вуктыла. На этом наше путешествие закончилось.