гора Пайер, летнее восхождение + gps трек - 2022/07/06

размещено в: Пайер | 0

Пайер
Маршрут на сайте Рокстара: https://www.iridium360.ru/sharedmap/d1dfba72
Взошли в рамках похода в двух частях Пайер + Народная-Манарага-Косью.
Утром прилетели из Екб в Салехард, переправились в Лабытнанги, закупились крупами, забрали заранее заказанный газ в пункте выдачи Ozon, сели на поезд и доехали до Елецкой.
Договорились на станции с одним местным жителем оставить у него часть нашего скарба, включая пакрафты, а также часть газа и еды. Перебродили Елец по островам, вышли на вездеходку, прошли по ней пару часов, встали на ночевку. Судя по всему, погода до этого долго стояла сухая, поэтому оказалось проблемой найти воду! Но всё-таки нашли ручей. Погода была ясной, Пай-Ер был прекрасно виден вдалеке, что придавало дополнительных сил.
В ночь перед стартом мы почти не спали, поэтому сейчас хорошо выспались. Ночью шел дождь, всё затянуло облачностью. Если вчера дорога была прям супер, то сегодня уже много болотины и мокрой глины. Почитав отчеты, планировали идти по более длинному, но более надежному пути, полностью по вездеходкам — с переправами сначала через Правый Кечпель, а потом еще раз обратно через него же и еще Средний Кечпель. Примерно — см. ссылку рокстара и трек от него же. Примерно — потому что точки там ставились раз в полчаса, поэтому точность оставляет желать лучшего.
В середине дня встретили пару оленеводов на квадрике. Они нам рассказали, что здесь отходит старая вездеходка напрямую к Пайеру, но по ней давно никто не ездит. Мы пошли всё-таки по намеченному пути, ибо там хоть внятная дорога точно была.
Дорога местами норм, а местами очень болотина. Если сначала пытались пройти с сухими ногами, обходя самые мокрые участки, то потом уже вообще плюнули и шли напрямки. Встали на ночевку на возвышенности через пару км после Среднего Кечпеля. Решили попробовать “срезать” по треку Кирилла Фронюка обратный путь, решив, что он вот по той старой вездеходке и шел.
Видимо, прошлогодний поход на Тельпосиз, когда я пользовался треком Фронюка при восхождении, ничему меня не научил) И я наступил почти на те же грабли, причем сразу пару раз. Во-первых, когда я считал время, памятуя его “сбегал на Пайер за 2 дня”, заложил 3.5 дня. Всего. Ибо, когда мы там прикинули, сколько еще надо времени, слегка припухли, ибо поняли, что времени у нас вообще в обрез и спать нам придется в следующую ночь очень мало.
А во-вторых, мы решили дальше попробовать таки тоже по его треку пойти. И огребли там несколько километров просто мягкой тундры вперемешку с ивняком. Безо всякой дороги вообще. Перематерились, но, в общем, довольно быстро вышли опять на старую заросшую вездеходку (где вернулись на свой изначально предполагаемый трек). И до самых гор шли по ней. Ее почти везде видно, хоть и заросла она сильно местами. Лагерь мы оставили на месте, взяли с собой только легкие рюкзачки, поэтому шлось довольно бодро. Вышли около 9:00.
В тот день тоже висела низкая облачность, хоть и без дождя — вершины были в облаках. Но когда мы поднялись уже почти до озера Кечпель-Ты — облачность растянуло и на сам Пай-Ер мы поднимались уже под солнышком. Оставили по пути еще часть вещей в закладке. Как и все — вверх шли сначала по плавному широкому курумному склону, а потом по гребню. Жандармы проходили или прямо по верху или обходили справа. Местами приходилось лезть с руками, но, в общем, жандармы были и правда вполне проходимые. До вершины добрались уже около 18:00. Виды были прям офигенные! Учитывая уползшую облачность, на которую мы смотрели уже сверху.
Обратно спускались напрямки к озеру, по кулуару в середине жандармов. Сейчас кажется, что лучше бы мы пролезли их обратно все. Ибо вдоль озера тоже пришлось долго идти по курумам, но уже не напрямую и с периодическими спусками-подъемами.
Обратно от закладки вышли около 22:00. Ноги шли уже натужно, но деваться нам, собственно, было некуда. Купленные билеты на поезд и договоренность о заброске на следующую часть — из Инты на Желанную — не давали нам особо забивать на время. По дороге наблюдали во всей красе полярный день — когда солнце зашло за гору около полуночи (но так и не село), а в час ночи из-за горы вышло. Начало июля на Полярном Урале, однако)
Шли уже, конечно, просто по вездеходке, безо всяких экспериментов. К лагерю вышли к 1:30. Спать нам не светило совсем — уже стоял вопрос, успеем ли мы на поезд в принципе. Только приготовили и съели… ужино-завтрак, наверное) Собрались и почесали обратно около 4 утра. До этого места от станции мы шли 13 часов в сумме, примерно столько же у нас было и на обратный путь. Только сейчас мы совсем не спали и уже целый день были на ногах, да еще и с восхождением.
Жара, июль, дорога, болото. Идти-идти-идти. Очень хотелось спать. Мокрые ноги — ну и ладно. Остановились только на последней переправе через Правый Кечпель, быстренько закинулись пюрешкой да искупались. Успели дойти где-то за час до поезда. Воды в Ельце прибавилось, даже не узнали место сначала. Но по тому же пути перебродили обратно без проблем. Успели забрать оставленные вещи, закупиться едой и спокойно сесть в поезд. 80 км пешком примерно за 30 часов без сна. Что-то новенькое. Но повторять так не хочется) По хорошему, сутки бы еще, чтобы не особо торопиться, и норм. По факту же сбегали ровно за трое суток.
В равнинной части было очень много птиц с птенцами. Они прямо местами убегали из-под ног. И часто кто-то над нами кружил и орал. Больше из живности никого не встретили, в том числе и ни одной тур-группы.