Тельпос-Из в пешеводном Емель-Тельпос-Щугор. - 2021/07/30

размещено в: Тельпосиз | 0

Тельпос-Из в пешеводном Емель-Тельпос-Щугор.

Что-то длинновато получилось, но зато с подробным описанием альтернативного пешему разрешенного Югыд-Ва маршрута.

Более подробное описание похода с фотографиями и аудио-дневниками выкладываю постепенно в Facebook и Вконтакте по тегу #Тельпосиз2021. В Facebook доступ к постам открыт полностью, даже без регистрации.

Изначально хотел дойти пешком от перевала Пеленёр по маршруту Олега Чегодаева, но нац.парк был стоек в своей позиции, что маршрут закрыт (как они мне потом рассказали, их затаскали просто за инцидент с той самой группой, дескать зачем выпустили людей без соответствующей маршруту подготовки на неофициальный маршрут). Ок, они там всем управляют, так что пришлось мне искать другие пути. Посмотрев официальные маршруты, выбрал пеше-водный Б.Емель-Тельпос-Щугор, там было написано, что на Тельпос-Из можно сбегать радиалкой по тропе от устья р.Пятидырка на Тельпосе. Нужен был именно пеше-водник, ибо с собой у меня была новенькая Иволга от birdypackraft)

Добрался поездом из Екб до Ухты — 2 дня с пересадкой в Котельниче (прямого поезда нет). Потом автобусом до Вуктыла (4ч). Переночевал в местной гостинице-общаге, которую рекомендует нац.парк — за 350р/сутки. Забросили на место меня (и еще 2 группы, идущие на сплав по Подчерему) только к 17 часам. Ибо долго ждали оставшиеся группы, а кунговый Урал домчал нас меньше, чем за полтора часа.

Стартанул около 18. Большой Емель — таежная спокойная река, довольно глубокая. Течение медленное, 1-2 км/ч. Если грести в постоянном спокойном режиме, то Иволга развивала скорость 4-5 км/ч, а плыть надо было 18 км. Добрался до приюта в устье около 22:00. Очень хорошо нас полило при этом дождем, так что дом с печкой оказался очень в кассу!

На следующий день вышел неспешно, в 10, переплыл Подчерем, собрал лодку в рюкзак и пошел. Там прямо напротив впадения висит щит, что здесь начало тропы на Тельпос, за ним поляна и какой-то полностью стершийся щит на дереве, но по факту я тропу не нашел, хоть и очень старался. Потом мне рассказала одна группа, что в 2013-м тропа была только в виде зарубок на деревьях. До такого я не додумался, да и не знаю, сохранились ли они с тех пор. А тогда я решил попробовать поискать ее там, где примерно показано на картах — на пару км выше по течению Подчерема.

Вдоль берега шла какая-то тропинка, но, видимо, звериная, ибо через метров 200 просто закончилась. Шел по галечникам, по “лопухам”, иногда по тайге, если никак было по реке. За часик дошел, но там тропы тоже не обнаружил. Вздохнул и пошел напрямки, через тайгу. Надо сказать, что я так никогда еще так не ходил, чтобы целый день по чистой тайге, заваленной буреломом, от точки А до точки Б, поэтому изрядно так задолбался. Плюс весь день лил дождь, так что к Тельпосу я вышел уже в темноте, полуживой — вымокший и замерзший. Поставил палатку прямо в лесу на берегу, отогрелся горелкой и вырубился.

Следующий день плыл по Тельпосу. Он оказался гораздо бодрее Емеля, но местами встречались мелкие перекаты, где застревал даже мой супер-легкий пакрафт и приходилось или много “ерзать”, или даже вылезать и проходить пешком (но всего пару раз). И постоянно приходилось искать “фарватер”, где пройти очередной перекат не застряв. До устья Пятидырки доплыл спокойно к вечеру. Оттуда должен был идти радиалкой на Тельпос-Из и окрестности: я хотел еще все-таки немного пройти назад, до Хораиза, уж очень меня манил этот кусок карты, где с обеих сторон от хребта сплошные цирки.

Оставил на берегу всю ненужную в радиалке снарягу (лодку, часть газа, еды и прочее), облегчив себе рюкзак, по ощущениям, с 30 до 20кг.
Надо ли говорить, что тропы там тоже не оказалось? Специально в начале петлял, ставил точки так, чтобы точно пересечь тропу. Но нет. Опять “девственная бореальная тайга”. С постоянными буреломами, часто высокой травой и, иногда, кустами. Путь шел вдоль реки, поэтому по берегам были постоянные ручьи и просто мокрятина. В тот день я дошел практически до границы леса, 12 км.

И к концу дня я где-то, сам не понял где, повредил себе ногу — потянул связку снаружи правого колена, в результате чего моя правая нога почти перестала гнуться. Это было прям печально, но вот отступать я совершенно не собирался, ибо главной моей целью все-таки был Тельпос-Из.

Поэтому с утра замотал колено эластичным бинтом и поковылял дальше. Оставил палатку со всем лагерным, взял с собой ценное и нужное: аптечку, запас еды, спутниковый телефон и еще всякого. Рюкзак стал весить уже около 10-12кг.
Вышел в 8 и пошел дальше вверх по Тельпос-Ю. Тайга кончилась, пошли прекрасные горные тундры, хоть и тоже местами с цепляющейся травой. В какой-то момент оказалось сильно выгоднее перейти на правый берег, по левому пошли какие-то постоянные “бугры” с подъемами-спусками. Там в курумах оставил еще часть вещей, чтобы максимально облегчить себе восхождение.

Подниматься на Тельпос-Из решил по треку Кирилла Фронюка, как-то по картам он мне показался наиболее логичным для подъема с этой стороны, да и я тоже хотел в первую очередь попасть на главную вершину, а не на вторую, куда сначала забирался Олег. К 13 часам дошел до высоты 800 и точки начала подъема от Тельпос-Ю. И оказалось, что трекингом там не отделаться, а придется вполне себе скалолазить: то есть не только ногами, но и руками: 3 постоянные точки опоры, вот это всё.

Если по горной тундре я шел еще более-менее, то вот лезть с негнущейся ногой оказалось куда сложнее. Но ничего, можно. Я никуда не торопился. Главное — Тельпос-Из, а там хоть трава не расти. Ох я там поругался и на Кирилла (который туда “забежал”), и на карты рельефа в OSMand, где все показывалось таким няшно-гладеньким. По факту там довольно крупный курум, местами скальные выходы, такая волна — горка-спуск-горка-спуск. Конечно, спуск сильно меньше подъема, но всё же. Не знаю, как там подниматься на вторую вершину, но тут было не очень просто.

А еще на горе лежал снег. Ну норм, конец июля, снег выпал не так давно, часть, что пониже, уже почти растаяла, но вот выше 1400 снег покрывал уже 70-80% поверхности, и иногда приходилось идти просто по нему, очень стараясь не провалиться.

Когда я видел вершину еще из долины Тельпос-Ю, ее периодически закрывали облака, но когда лез — их уже раздуло. С Юго-Восточной стороны Тельпос-Из кажется стеной, а “сзади” оказался относительно пологим, сложенным из среднего размера курумов (видно, что от Щугора подниматься сильно проще). По ним я и долез от 1400 до главной вершины к 18 часам. Наверное, со всеми целыми конечностями, я бы потратил раза в 2 меньше, но я залез!

Точка вершины в OSMand’е помечена не там, метров на 120 дальше и чуть не в воздухе висит. Поэтому я очень удивился, когда залез на вершину. Я думал мне дальше, а оказалось, что уже всё)

Поорал от радости, сфоткался для отчета, подкрепился и пошел обратно. Вниз, обычно, конечно, побыстрее, но не в 2 же раза. Заканчивать спуск мне предстояло в темноте. Тут я уже начал торопиться, уж насколько мог. Ибо застрять на горе на ночь мне что-то совсем не хотелось. И, не желая подниматься лишнее, стал обходить “верхушки волн” справа.

Так и проскочил поворот хребта. Но решил не возвращаться, а пойти по хребту дальше, вниз, до ближайшей седловины, а оттуда сброситься уже сразу в долину Тельпос-Ю, надеясь избежать скалолазания вниз в темноте с негнущейся ногой. Надо сказать, что план этот удался. От седловины шли такие “балкончики”, между которыми можно было плавно съехать по сыпухе. Никаких неконтролируемых соскальзываний, все по шагам, но вот пониматься там я бы не стал. Где-то были просто курумы, где-то сыпуха, но, в общем и целом, нормальный спуск безо всякого скалолазания.

Мне повезло, что небо стало практически ясным. И ночи были хоть и не белые, но и совсем не черные. Фонарик, в общем, мне включать практически не пришлось, тамошние светлые курумы были хорошо видны и в полумраке ночи. Спустился в долину я около 22:30. И неспешно поковылял обратно к лагерю. Дошел около 3:00. То есть на восхождение от границы леса на Тельпос-Ю у меня ушло 19 часов на полутора ногах. Кажется, что если бы был полностью функционален, можно было бы сбегать часов за 12.

На следующий день шел обратно к Тельпосу. Так как тропу больше искать было не надо, точки выставил попрямее, но и влез в более непролазные чащобы, чем по дороге туда. Но к вечеру таки дошел до Тельпоса. У меня на эти “радиалки” (бгг, на Хораиз я хотел, ха-ха), было заложено 2 суток. А ушло трое. А график был уже заложен, обратные билеты закуплены и на катер из Усть-Щугора до Вуктыла (ходит раз в 2 дня!), и на Автобус до Ухты, и на поезд до Екб. Надо было где-то догнать целый день.

Поэтому надул лодку и поплыл сразу, думая, что раз по тундре смог ночью идти, то и плыть смогу. Но нет. Тельпос сильно разлился вширь к этому месту, стало много торчащих камней и много перекатов, и даже днем иногда было сложно разглядеть, где проходить очередной перекат, чтобы не сесть. Поэтому полчасика я промучался, плюнул, остановился в первом попавшемся месте, поставил палатку между корней елей, на пятачке аккурат под мою палатку, и уснул. Главное, что пешая часть была закончена и ноги были в покое, а уж на сплаве я как-нибудь график догоню.

На следующий день я выплыл в Щугор, который оказался хоть и сильно больше Тельпоса, но перекаты никуда не делись) Единственное, что я больше ни разу не тащил лодку пешком, а отделывался “ерзанием”. На Щугоре я должен был ночевать везде в приютах, а они там совсем не часто. Не выходило плавно нагнать сутки, пришлось просто в один день делать двойную норму. По плану стоянки должны были быть такие: Седью (46 км), Рублевая(40 км), база Ихтиологов(30), Мичебечевник(31), КПП Щугор (30). Пришлось в один день делать 60, и плыть от Рублевой сразу до Мичебечевника, сделав 61 км за день. Мне опять повезло, что не было сильного встречного ветра, поэтому я эти 40+ км в день делал не напрягаясь (но постоянно на весле). Чтобы сделать 60, пришлось выехать в 7, доплыл я часам к 20. Под вечер встретил первых людей, коих не видел 8 дней, с самого Б.Емеля: группу из Сыктывкара с детьми, которые сплавлялись чисто по Щугору. Эти последние 2 ночевки с ними и провел.

Уплыл из Усть-Щугора на пассажирском катере уже четко по графику. Добрые егеря с КПП Щугор за символическую плату отвезли нас в Усть-Щугор на моторке (поэтому мы смогли все плавсредства просушить и упаковать заранее, а не под проливным дождем на берегу Печоры).

Итого, весь маршрут у меня занял 10 дней, на 1-й была заброска, на 11-й уже только выброска. Катер шел 4 часа, вечером я пересел в Вуктыле на автобус до Ухты, ночью на поезд до Кирова. В Кирове была дурная пересадка 8 часов ночью, так что пришлось найти себе какую-то эконом-гостиницу за 1200 за ночь. От Екб до Екб ушло 15 дней.

Тельпос-Из, 3 из 5, done.
Доп 1. Про живность. Шел и периодически свистел в свисток, гремел тарелкой, висящей на боку рюкзака, стучал палками. А на реке постоянно греб (то есть не бесшумно плыл). И, в итоге, не встретил ВООБЩЕ НИКОГО, хоть следов медведей было очень много, и немного еще следов лосей. Максимум, кого встретил — это тетерев, взлетевший метров за 20 передо мной в тайге, и ласка, тщательно изучавшая меня ночью в тундре Тельпос-Ю, по дороге с Тельпос-Иза.

Доп 2. По безопасности. У меня был с собой спутниковый телефон системы GlobalStar, с него я звонил домой и один раз, по графику, в МЧС, берет хорошо. Iridium Rockstar в аренду в Екб я так и не нашел.

Доп 3. Немного выводов) Кажется, что пеший маршрут с Пеленёра проходится гораздо проще и безопаснее, чем официальный Емель-Тельпос-Щугор с “радиалкой” на Тельпос-Из. Все-таки неожиданные 3 дня тайги, не тронутой ногой человека, сильно повышают категорию. Для “освежения” сего маршрута я бы взял того, кто знает эти тропы, прошел бы там с ним и GPS-трекером, и выложил максимально подробные треки в описание маршрута на сайте. Даже если тропы давно заросли, то, если все те немногие туристы, что ходят там, будут идти по одному треку, то есть шансы и натоптать что-нибудь за пару лет) Егеря на КПП Щугор мне сказали, что тропа с Емеля на Тельпос где-то все-таки есть. Но вот где…

К сожалению, свой трек я толком не записывал, не рассчитывал на такое, да и выдрать его с моего древнего черно-белого Garmin Etrex H будет сложновато.