Отчет восхождение на гору Пайер - 2019/07/16

размещено в: Пайер | 0

Описание восхождения:
Поход для меня начался с приезда на личном транспорте ко мне в г. Сызрань моего давнего друга — Юрия Сметанина из Челябинска и абсолютно незнакомого человека, но оказавшегося классным попутчиком — Николая Койкова из Уфы. Дальше мы втроём поехали в Ухту, я был вписан в автостраховку, и по этому периодически подменял Юру за рулём его машины. От Ухты пробросились на поезде до станции Елецкая. На станцию мы прибыли в обед 14 июля 2019 г, тут же было решено приготовить на горелке обед, и обмозговать переправу через реку Елец. К переправе мы оказались совершенно не готовы. Но Коля проявил чудеса коммуникабельности, и сумел договорится с водителем УАЗика о переправе через реку на огромном гусеничном вездеходе-амфибии ТМ-130 под управлением другого водителя. Вот такая вот многоходовочка. Через реку переправились с небольшим приключением — при переправе уровень воды был настолько высок, что вездеход поплыл, нас развернуло и вынесло на остров.
Дальше мы доехали без каких либо сложностей до оговорённого места, и вездеход уехал оставив нас один на один с окружающим миром. А мир оказался весьма своеобразен и некомфортен. Во первых вода — вода была со всех сторон, вода с падала с неба в виде дождя с перерывами час на час. Вода окружала нас в виде взвеси в воздухе, взвеси которую не видишь, но чувствуешь кожей. Вода была под нами в виде ручьев, луж, и просто воды, уровень которой доходил до щиколки при каждом шаге, не смотря на то, что под ногами вроде бы были трава и кусты. Во вторых — это комары. Комары как и вода были везде, если приподнять накомарник, быстренько съесть ложку супа, и сразу опустить сетку накомарника, то под сеткой будет летать штук пять комаров, а ещё столько же ты съешь вместе с супом. Комары прокусывали вязанную шапочку и и шапку-накомарник в районе затылка, комары сидели на голове в три слоя — нижние напившиеся крови, затем вторые — которые сидели на первых и не давали улететь первому слою, но и не кусали, и третьи — бедолаги без шансов и безвинно погибшие. Вечером шапку я снял, увидел комариный рой на моей шапке, ну и убил одним махом пару сотен комаров. На коврике осталась небольшая лужица крови. У меня есть фото, где в каждом пикселе по одному комару. Ну и в третьих — полярный день, а точнее отсутствие дня как такового, по моим ощущения — мы шли через раннее, пасмурное, осеннее утро. Утро когда солнце ещё не взошло, а уже всё видно, но видно в серых тонах. Мозг уверен, что пройдет немного времени, и расцветёт, появится яркость и станет светло. Ну не может же быть вечный рассвет! Но буй-на-ны!!! Время идет, солнце как конь на волчке из Что-где-когда летает по кругу, абсолютно не греет, и очень условно светит. 🙁 А друзья мои находились при этом почему-то на эмоциональном подъёме, и спрашивали меня постоянно «Ну как тебе, Паша». Я отмалчивался, а потом ответил, что если меня кто-то спросит как выглядит ад по моему мнению, то я опишу вот всё это. А на вопрос «И чо, больше не пойдёшь с нами в поход?» — уверенно ответил «конечно пойду» :)!
К вершине пошли напрямки — по азимуту, взяв за ориентир озеро Кечпельты, приблизительно через 10 км мы нашли место посуше, и с небольшим ледником по близости, из которого вытекал ручеёк чистой воды, тут мы и заночевали. В понедельник утром 15 июля продолжили движение и уже к вечеру поставили палатку у подножия Пайёра (как называют гору аборигены), в курумнике, спрятавшись от ветра «в тени» гигантского валуна. Т.к. по прогнозу ожидался сильный ветер, то все растяжки привязали к огромным камням. Дорога была достаточно однообразной, под ногами низенькая травка периодически сменялась кустами до колен. Корни травы и кустов образовали мягкий ковёр, наступив на который ноги продавливали на глубину сантиметров 5-7. Иногда глубже. Под корнями находилась твёрдая основа, состоящая из камня или льда. Изредка пейзаж менялся — это были небольшие урочища вдоль рек. Тут можно было развести даже небольшой костёр. Дрова были в достатке, а берег достаточно тверд. Однажды на вершине очередного увала (увалы это такие барханы размером с хороший холм, начало и конец которых находятся за горизонтом) нам встретилась низенькая, кривенькая берёзка, а рядом находился безрогий олень (видимо самка). Мы немного понаблюдали за животинкой, а она за нами. Но сфоткать зверюшку не удалось, зверь скрылся за вершиной увала когда мы начали спешно доставать свои телефоны.
Самый интересный и содержательны день этого похода это 16 июля, ворник. Он начался крайне неожиданно — Коля был дежурным в этот день и соответственно должен был приготовить завтрак. И проснулся я в 0:50, так как наш дежурный начал готовить завтрак, и делал это очень громко!!! Причины такого буйного и беспардонного поведения я не понимал. Версия, что так он привлекал внимание в надежде на помощь при приготовления пищи не выдерживала ни какой критики, но спросонья я не мог придумать другого объяснения. Но Коля — красавчик, он как-то почувствовал, что на небе нет ни облачка, проснулся и начал громким приготовлением пищи побуждать нас к пробуждению. Дело в том, что небо было постоянно затянуто тучами, а тут внезапно ни облачка, чистый голубой небосвод. Пищу приготовили, собрали один общий рюкзак и перекус на радиалку и в 3:00 вышли на маршрут. Почти сразу исчезли комары. В начале передвижение затруднял довольно крупный курумник, было не понятно как лучше подниматься, по камням или между ними. Так окончательно и не определившись вышли на более крутой участок, и курумник закончился. Тут я понял, что совершенно не знаю как одеваться на восхождение, мне было жарко в штанах, а в термобелье холодно. Пока небо было ясным просохли все каменные поверхности. Мы поднялись на гребень и шли по вершине гряды, путь нам преграждали несколько жандармов, последний был самый крутой и неудобный. Передвижение было вполне сносно, так как камни были сухие, шершавые и не скользили. Но примерно на половине пути стали набегать облака, нас окружил туман и влага. Камни стали влажные и скользкие. Мне постоянно был страшно, а иногда я внутренне паниковал. Я видел насколько круто уходит склон в низ, если столкнуть валун, или кинуть небольшой камень в низ, то они уже не останавливались до озера. Перед выездом мне на работе показали несколько фильмов, связанных с падениями при выполнении работ на высоте. Видимо это послужило причиной моей паники. На плато вышли уже в сплошном тумане, с небольшим приключением — дорогу полностью перегородил снежник, пришлось передвигаться используя имеющиеся верёвки в качестве страховки. Снежник преодолели крайне осторожно, и медленно. Дальше причиной задержки послужил туман. Видимость была метров 50-55. Мы боялись потерять друг друга. Навигаторы помогали слабо. Я установил не корректные координаты вершины, а точка указанная как вершина в картах Гармин тоже таковой не являлась. К тому же не было уверенной локации и навигаторы периодически теряли сигнал. Тут на ум приходит мультик «Ёжик в тумане», ровно те же впечатления. В тумане мы всё же нашли вершину и сфотали. К нашей радости облако в котором мы находились переместилось, и нам открылись прекрасные виды с горной вершины. Вот ради этого и стоило преодолеть все трудности!!! Спасибо друзья, спасибо проект «Корона урала»!!! Без сочетания этих факторов поход бы не состоялся.
На обратном пути снежники и жандармы уже не казались такими грозными, но выяснилось, что мы взяли мало воды , пили из ручейка глубиной 5 мм с помощью авторучки, которая случайно нашлась в рюкзаке. К тому же поднялся очень сильный ветер. Порывом ветра, во время прыжка с валуна на валун, меня перекинуло на пол метра дальше. В падении мне не удалось хоть сколько нибудь смягчить удар, и при приземлении я почувствовал толчок в грудь и услышал отчетливый хруст в районе грудной клетки. Стою с вытянутым лицом, в голове пролетели мысли о сломанном ребре, о том как я бросив рюкзак без сна и отдыха иду 50 км до ближайшего медучреждения. Набежали друзья, спросили «чо напуган?», ну и лица у друзей тоже повытягивались после моего рассказа. Я же тем временем прислушался к себе, к своим ощущениям. И понял, что треснуло не ребро, а экран навигатора, который на верёвке на груди подвешен. Но смотрю, что-то не рады мои друзья. И лица у них какие то грустноватые стали. А дело всё в том, что на пути к вершине мы сделали закладку в гермопакете, со снарягой на следующий поход, а отметку поставили только в моём навигаторе, т.к. он нам показался самым надёжным. Глючил он меньше всего, а пользователь я уверенный. Только вот не рады друзья мои, что я цел остался. Вижу, что они предпочли бы сломанное ребро неисправному навигатору. Шучу конечно. Оставшуюся часть путешествия я был полностью подавлен, ремонт разбитого навигатор Гармин Мап 2 явно предвещал незапланированные расходы на ремонт — что давило морально, а жара и ветер угнетали физически. Но дальше до лагеря добрались без приключений. Палатка оказалась сильно поломана и развевалась как флаг, хотя все растяжки остались на месте. Не выдержал каркас. Когда мы подходили к лагерю ветер окончательно разлохматил нашу палатку, и очередным порывом ветра из палатки выкинуло мой коврик, хотя перед уходом все замки палатки мы закрывали. Метров 50 я пытался догнать коврик, но соревноваться с ветром было бессмысленно, ветер был настолько силен, что коврик левитируя по горизонтальной траектории удалялась от нас, а я очень быстро потерял высоту по склону горы. Коврик мы потом нашли, он была зажат межу двумя частями треснувшей ледяной глыбы. Расстояние было очень узким, и достать пенку оказалось практически невозможно. Да мы и не стали, был риск быть погребённым подо льдом. В это день мы успели только спустится, и поставить палатку у подножья.
17 июля, среда. Мы выдвинулись в Елецкий. На обратном пути мы решили обедать в палатке. Если сначала сжечь кусочек спирали от комаров, то в палатке становится очень комфортно кушать, комары все погибают. Несколько дней до этого мы обедали на открытом воздухе, и комары портили всё удовольствие. А теперь мы получили возможность нормально поесть, и были счастливы. На обратном пути решили немного спрямить путь, и пошли по старой вездеходке. Дорога была вполне сносная, но видимо уже порядком накопилось усталость, и скорость заметно упала. К тому же Коля натёр мозоль резиновыми сапогами. Пришлось его часто ждать, пока он менял повязки. На обратном пути дождь усилился, теперь он не прекращался совсем, а становился то чуток посильнее, то послабже. Однако я одежду подобрал правильно, холодно мне не было, даже наоборот, иногда мне было жарковато, но потом усиливался дождь, и мне снова становилось комфортно. К вечеру силы окончательно покинули нас. Палатку решено было ставить около перекрестка нашей старой вездеходки и новой, повстречавшейся на нашем пути, до которой мы как раз дошли. Надеялись, что удастся добраться назад на попутном транспорте, следы на дороге были очень свежими. Конечно если этот транспорт поедет. И он поехал, но я спал, и решил что звук мотора мне снится. А мои друзья вообще ничего не слышали, но на дороге появился более четкий след, что подтверждало предположение о проехавшем транспорте.
К реке Елец вышли к вечеру четверга, 18 июля. По дороге нашли всё-же оставленную ранее закладку с помощью имеющихся навигаторов — на треке осталось четкое отклонение от прямой линии и суета в месте где мы прятали закладку. Примерно за 5 км до реки появилась сотовая связь, но водитель вездехода ехать отказался, сославшись на поднявшийся уровень Ельца. Со своей стороны он пообещал найти человека с лодкой. К реке вышли немного выше поселка, а жать нас должен был рыбак по имени Олег на надувной моторной лодке, примерно там, где и переправлялись. Обозначить себя решили на подходе к реке сигнальной ракетой. Вскоре я услышал звук мотора, а берега были достаточно заросшими, и был риск, что с воды нас будет не видно, и моторка проедет мимо. Пришлось зайти в воду, так чтоб меня не закрывала росшая на берегу растительность. Ну и так как ноги я всё равно уже замочил, то встретил лодку, и аккуратно её зачалил. На правый берег переправились с ветерком, тут же нашлось хорошее место под палатку, вероятно используемый местными как рыбацкий стан. На берегу допиваем спирт, который носили как поджиг и антисептик. А утром садимся в поезд и желаем друг другу удачи, нас с Юрой ждёт Тельпосиз, а Колю Народная.
И в конце хочется поделиться своими размышлениями/наблюдениями.
1. Нужен очень надёжный накомарник. Купленный на средней волге оказался совсем не состоятельным, комары прокусывали и сетка быстро порвалась. Пришлось постоянно зашивать.
2. Рекомендую хорошую треккинговую обувь одетую поверх неопреновых носков. Носки сохранят тепло, а обувь даст необходимую мех. защиту. Резиновые сапоги не рекомендую, т.к. велика вероятность получить мазоли.
3. Ну быть готовым к переходу через снежники, обязательно брать верёвки и ледорубы, в противном случае снежник может оказаться непреодолимым препятствием.